Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Повторение и закрепление пройденного материала - Урок 2
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети научатся слоговому, правильному, сознательному, выразительному чтению;
• научатся составлять 2-3 связанных между собой предложения по картинкам «По грибы», «На рыбалке», «Маша и медведь», «По ягоды»;
• ясно и толково отвечать на поставленные вопросы к прослушанному тексту;
• закрепят знания о гласных буквах и их звуках, слогообразующей роли гласных звуков.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Мы познакомились с необычной гласной буквой е. Таких букв в русском языке 4. И все они должны встать рядом с буквами и, е.
2. Мотивация учебной деятельности
— О чём эта пословица: Знай больше, а говори меньше? (Учись, знай больше, но не хвастайся, не кричи об этом, а помогай другим людям.)
Как вы понимаете пословицу: Больше дела, меньше слов? (Когда человек трудится, нужно меньше болтать языком, а стараться хорошо выполнить работу.)
Объясните пословицу: Больше слушай, меньше говори, не зря у тебя два уха и один только язык? (Это можно сказать, когда идёт урок. Нужно внимательно слушать учителя. Запоминать. Отвечать тогда, когда спрашивает учитель. Вторая часть пословицы — это шутка. Больше слушай, потому что у тебя два уха. Меньше говори, потому что у тебя только один рот. Это сказали для веселья.)
О чём эта пословица: будь своему слову хозяин? (Эта пословица учит нас быть честными. Быть хозяевами своего слова, своего обещания. Если что-то обещал выполнить, выполни!)
Мы научились вести диалог, давать чёткие объяснения. Связно излагать свои мысли.
3. Работа по теме урока
— Давайте выучим скороговорку.
Ежели вы не жили
Возле ежевичника,
Но ежели вы жили
Возле земляничника,
Значит, земляничное
Варенье вам привычное
И вовсе не привычное
Варенье ежевичное.
Выберите слова, в которых гласная буква е обозначает два звука. (Ежевичник — первая буква. Ежели — первая буква. Ежевичное — первая буква и последняя буква. Привычное — последняя буква. Земляничное — последняя буква.)
Вспомните вывод и расскажите всё, что вы знаете о букве е. (Буква е обозначает один звук [э], когда стоит после согласной буквы. Буква е обозначает два звука [й'э], когда стоит в начале слова или после гласной.)
Ещё раз прочитаем рассказ «Лето» на странице 76. Расскажите, что случилось с Севой? Укажите, где вы поставили зелёную точку под согласными буквами? Какие звуки они обозначают? Объясните, почему. С какими гласными буквами согласные читаются мягко? Образуйте слова от слова лес? Объясните их значение. (Лес — лесник, лесовод, лесничий, лесные, лесовичок, лесовоз, лесистый. Напечатайте их.)
Послушайте стихи-шутки, выберите слова, в которых слышатся звуки, обозначаемые буквой е.
Евсей
Заснул Евсей,
Захрапел Евсей,
Только слышен храп
По квартире всей.
Мы его будили,
В барабаны били.
Ему кричали все:
— Вставай, Евсей!
А Евсей и не слыхал —
Так крепко спал.
* * *
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На булановой телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нём с карманом,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.
* * *
Ехал Грека через реку.
Видит Грека в реке рак,
Сунул Грека в реку руку,
Рак за руку Греку цап.
— Прочитайте имена на странице 77.
Какие новые имена вы узнали с буквой е? (Евсей, Егор, Грека, Елисей, Елена.)
Какое правило вы вспомнили, проговаривая эти имена?
Прочитайте слова на странице 77 и рассмотрите иллюстрации. К каким словам нет рисунка? Нарисуйте рисунок с помощью слов. Прочтите слова под картинками. Объясните их значение. Чем они отличаются друг от друга и чем похожи?
Дети объясняют значение слов село’ — се’ло. Затем составляют 2-3 связанных между собой предложения.
— Сейчас мы выберем картинку и отправимся в лес, на речку, по ягоды или по грибы. Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Вспомните, название этой сказки. («Маша и медведь».)
Расскажите, как девочка оказалась в лесу?
Рассмотрите иллюстрацию «По грибы» к рассказу Л.Н. Толстого «Катя и Маша».
Рассказ читает учитель или читающий ребёнок.
Катя и Маша
Пошла Катя по грибы, взяла с собой Машу. Маша была мала. На пути была речка. Катя взяла Машу себе на спину. Сняла чулки и пошла по воде.
— Сиди крепче, Маша, да не жми меня за шею. Пусти ручки, а то мне душно, — и Катя перенесла Машу.
— Куда пошли девочки? Как их звали? Как Катя помогла сестрёнке перейти речку? О чём Катя просила Машу? Перескажите рассказ. Как ещё можно озаглавить этот рассказ? (По грибы.)
Прочитайте рассказ.
Учитель раздаёт текст каждому ребёнку.
На реке
Наша дача (дом) была (был) у леса. Утром мы пошли на речку. Там мы поймали ерша, окуня и щуку. Дома мы сварили уху. Хороша уха!
— Ответьте на вопросы: Где жили дети летом? Как они проводили время? Каков был улов? Чем угостили дети своих близких? Какова была уха?
Учитель раздаёт детям текст.
У дома ива. На иве висит
Тут летает Она пела: «Тиу-тиу!»
— Что интересного вы узнали из текста? Как мы озаглавим этот рассказ? (Птичка, Птичка поёт, Тиу-тиу!, Гнездо на иве...)
Теперь разгадайте кроссворд. Ответьте на вопросы и запишите ответы.
По вертикали:
1. Как в доме крутились и летали все вещи, спасаясь от грязнули? (Кувырком.)
По горизонтали:
2. Что сделала подушка в произведении К.И. Чуковского «Мойдодыр»? Подсказка: В слове три гласные одинаковые. (Ускакала.)
3. Какое слово пропущено в стихотворении «Песенка друзей» С. В. Михалкова? (Весело.)
Песенка друзей
Мы едем, едем, едем
В далёкие края.
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам ... живётся
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём.
4. Мочалку К.И. Чуковский сравнил с осой. Что она делала с грязнулей? Подсказка: все шесть букв взяли из первого слова. (Кусала.)
— Поставьте ударение во всех словах. Подчеркните буквы, которые обозначают звук [э']. Какие слова состоят только из слогов-слияний?
4. Рефлексия учебной деятельности
— Какое задание вам понравилось на уроке? С какой необычной буквой вы познакомились на уроке?