Повторение и закрепление пройденного материала - Урок 2

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Повторение и закрепление пройденного материала - Урок 2

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети научатся слоговому, правильному, сознательному, выразительному чтению;

• научатся составлять 2-3 связанных между собой предложения по картинкам «По грибы», «На рыбалке», «Маша и медведь», «По ягоды»;

• ясно и толково отвечать на поставленные вопросы к прослушанному тексту;

• закрепят знания о гласных буквах и их звуках, слогообразующей роли гласных звуков.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Мы познакомились с необычной гласной буквой е. Таких букв в русском языке 4. И все они должны встать рядом с буквами и, е.


2. Мотивация учебной деятельности

— О чём эта пословица: Знай больше, а говори меньше? (Учись, знай больше, но не хвастайся, не кричи об этом, а помогай другим людям.)

Как вы понимаете пословицу: Больше дела, меньше слов? (Когда человек трудится, нужно меньше болтать языком, а стараться хорошо выполнить работу.)

Объясните пословицу: Больше слушай, меньше говори, не зря у тебя два уха и один только язык? (Это можно сказать, когда идёт урок. Нужно внимательно слушать учителя. Запоминать. Отвечать тогда, когда спрашивает учитель. Вторая часть пословицы — это шутка. Больше слушай, потому что у тебя два уха. Меньше говори, потому что у тебя только один рот. Это сказали для веселья.)

О чём эта пословица: будь своему слову хозяин? (Эта пословица учит нас быть честными. Быть хозяевами своего слова, своего обещания. Если что-то обещал выполнить, выполни!)

Мы научились вести диалог, давать чёткие объяснения. Связно излагать свои мысли.


3. Работа по теме урока

— Давайте выучим скороговорку.

Ежели вы не жили

Возле ежевичника,

Но ежели вы жили

Возле земляничника,

Значит, земляничное

Варенье вам привычное

И вовсе не привычное

Варенье ежевичное.

Выберите слова, в которых гласная буква е обозначает два звука. (Ежевичник — первая буква. Ежели — первая буква. Ежевичное — первая буква и последняя буква. Привычное — последняя буква. Земляничное — последняя буква.)

Вспомните вывод и расскажите всё, что вы знаете о букве е. (Буква е обозначает один звук [э], когда стоит после согласной буквы. Буква е обозначает два звука [й'э], когда стоит в начале слова или после гласной.)

Ещё раз прочитаем рассказ «Лето» на странице 76. Расскажите, что случилось с Севой? Укажите, где вы поставили зелёную точку под согласными буквами? Какие звуки они обозначают? Объясните, почему. С какими гласными буквами согласные читаются мягко? Образуйте слова от слова лес? Объясните их значение. (Лес — лесник, лесовод, лесничий, лесные, лесовичок, лесовоз, лесистый. Напечатайте их.)

Послушайте стихи-шутки, выберите слова, в которых слышатся звуки, обозначаемые буквой е.

Евсей

Заснул Евсей,

Захрапел Евсей,

Только слышен храп

По квартире всей.

Мы его будили,

В барабаны били.

Ему кричали все:

— Вставай, Евсей!

А Евсей и не слыхал —

Так крепко спал.

* * *

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор

На булановой телеге,

На скрипучей лошади.

Сапоги на нём с карманом,

А жилетка с каблуком.

Подпоясался дубиной,

Опирался кушаком.

* * *

Ехал Грека через реку.

Видит Грека в реке рак,

Сунул Грека в реку руку,

Рак за руку Греку цап.

— Прочитайте имена на странице 77.

Какие новые имена вы узнали с буквой е? (Евсей, Егор, Грека, Елисей, Елена.)

Какое правило вы вспомнили, проговаривая эти имена?

Прочитайте слова на странице 77 и рассмотрите иллюстрации. К каким словам нет рисунка? Нарисуйте рисунок с помощью слов. Прочтите слова под картинками. Объясните их значение. Чем они отличаются друг от друга и чем похожи?

Дети объясняют значение слов село’ — се’ло. Затем составляют 2-3 связанных между собой предложения.

— Сейчас мы выберем картинку и отправимся в лес, на речку, по ягоды или по грибы. Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Вспомните, название этой сказки. («Маша и медведь».)

Расскажите, как девочка оказалась в лесу?

Рассмотрите иллюстрацию «По грибы» к рассказу Л.Н. Толстого «Катя и Маша».

Рассказ читает учитель или читающий ребёнок.

Катя и Маша

Пошла Катя по грибы, взяла с собой Машу. Маша была мала. На пути была речка. Катя взяла Машу себе на спину. Сняла чулки и пошла по воде.

— Сиди крепче, Маша, да не жми меня за шею. Пусти ручки, а то мне душно, — и Катя перенесла Машу.

— Куда пошли девочки? Как их звали? Как Катя помогла сестрёнке перейти речку? О чём Катя просила Машу? Перескажите рассказ. Как ещё можно озаглавить этот рассказ? (По грибы.)

Прочитайте рассказ.

Учитель раздаёт текст каждому ребёнку.

На реке

Наша дача (дом) была (был) у леса. Утром мы пошли на речку. Там мы поймали ерша, окуня и щуку. Дома мы сварили уху. Хороша уха!

— Ответьте на вопросы: Где жили дети летом? Как они проводили время? Каков был улов? Чем угостили дети своих близких? Какова была уха?

Учитель раздаёт детям текст.

У дома ива. На иве висит image250

Тут летает image251 Она пела: «Тиу-тиу!»

— Что интересного вы узнали из текста? Как мы озаглавим этот рассказ? (Птичка, Птичка поёт, Тиу-тиу!, Гнездо на иве...)

Теперь разгадайте кроссворд. Ответьте на вопросы и запишите ответы.

По вертикали:

1. Как в доме крутились и летали все вещи, спасаясь от грязнули? (Кувырком.)

По горизонтали:

2. Что сделала подушка в произведении К.И. Чуковского «Мойдодыр»? Подсказка: В слове три гласные одинаковые. (Ускакала.)

3. Какое слово пропущено в стихотворении «Песенка друзей» С. В. Михалкова? (Весело.)

Песенка друзей

Мы едем, едем, едем

В далёкие края.

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам ... живётся

Мы песенку поём,

И в песенке поётся

О том, как мы живём.

4. Мочалку К.И. Чуковский сравнил с осой. Что она делала с грязнулей? Подсказка: все шесть букв взяли из первого слова. (Кусала.)


image253


— Поставьте ударение во всех словах. Подчеркните буквы, которые обозначают звук [э']. Какие слова состоят только из слогов-слияний?


4. Рефлексия учебной деятельности

— Какое задание вам понравилось на уроке? С какой необычной буквой вы познакомились на уроке?






Для любых предложений по сайту: [email protected]