Звуки [в], [в']. Буква В, в. Закрепление

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Звуки [в], [в']. Буква В, в. Закрепление

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети научатся сравнивать произношение слов и их написание;

• подбирать ряды родственных слов;

• показывать красоту и богатство русского языка, используя свой активный запас слов;

• повторят знания о слоге как части слова;

• усвоят знания о количестве слогов в словах.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Назовите группу букв звонких согласных звуков. Дайте им характеристику. Сколько букв звонких согласных звуков мы уже знаем? (4 буквы.)

Посмотрим, сколь долго они будут жить дружно и в одной группе. Это очень интересно.


2. Мотивация учебной деятельности

— Выучите скороговорку: Проворонила ворона воронёнка. Выделите слоги, в которых слышится звук [в]. Дайте характеристику звуку [в]. (Это слоги: во, во, во. Звук [б] согласный, звонкий, бывает твёрдым и мягким звуком.)

Мы многому научились и ещё много узнаем.


3. Работа по теме урока

— Послушайте пословицы и объясните их значение. Возьми книгу в руки, и не будет скуки. Век живи, век учись. На смелого собака лает, а трусливого кусает. На какие две группы по тематике можно разделить эти пословицы? (Первая группа пословиц обучении, вторая — о трусливых и храбрых людях.) Послушаем первую пословицу и возьмём учебник в руки.

Прочитайте предложение на верху картинки. (Как лиса ловила ворон.)

Теперь запишите рассказ с помощью схем. Выполните схему заголовка.

image232

— Начните рассказ? (Бежала лиса по дороге. Бежала рыжая лиса по дороге.)

Составьте схему последнего предложения.

image233

Видит, сидят вороны. Захотелось лисоньке закусить серой воронушкой. Легла она на дорогу. Мёртвая, да и полно. Спустились вороны ниже. Одна из них подкралась и клюнула лису прямо в нос. А лиса скок, хвать ворону. Махнула рыжим хвостом и убежала.

— Может ли быть у этого рассказа другая концовка? Какая? В какой ещё сказке лиса притворялась мёртвой? («Лисичка сестричка и серый волк».)

Кого ей удалось провести и что из этого вышло? Кого ещё обманула лисонька? Коротко расскажите. Какой была лиса в этих сказках?

А бывает ли в сказках лиса добрая? В каких? («Девочка и лиса».)

Как вы понимаете следующую фразу под картинками: И он ловит ворон. К кому относится эта фраза? (Она относится к мальчику, который сидит и не работает на уроке, а думает о чём-то о другом, постороннем.)

Пофантазируйте, что может произойти в следующий момент.

Перейдём к более крупным животным. Прочитаем загадку. Зверь горбатый, а нравлюсь я ребятам. Разделите это слово-отгадку на слоги. (Верб-люд.)

Прочитайте стихотворение Б. Заходера. Дайте характеристику верблюду.

Дайте характеристику звукам [в].

Следующая загадка.

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста.

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок. (Жираф)

(С. Маршак)

— Кто это? Какой звук вы слышите на конце слова? (Звук [ф].)

Похож ли этот звук на звук [в]? (Нет это не звук [в], но очень похож на него. В этом слове нет звука [в]).

Запомните свойство звуков [в] и [ф]. Чётко произнесите новый звук, не путайте его с другими звуками. А чем вам эти животные нравятся, удивляют вас, завораживают?

Подготовьтесь к чтению (с. 71) и прочитайте столбики слов. С каждым прочитанным словом постарайтесь составить предложение.

Росла, выросла. (Росла, росла и выросла репка большая, пребольшая репка.)

Растил (вырастил). (К празднику 8 Марта я вырастил маме красный тюльпан.)

Вырастил. (Я вырастил маленький росточек сосны.)

Что общего в написании у слов рос — вырос — росла — выросла? (В этих словах есть общая часть -рос-.)

Сколько слогов в этих словах? Отчего зависит количество слогов в слове?

Прочитайте текст на странице 71 и ответьте на вопросы. Кто вырастил лук? Укажите, в каких словах слышим звук [в]. (Вова вырастил лук. Звуки [в] мы слышим в первом и втором словах. Все звуки твёрдые.)

Что вырастила Лариса? Как можно назвать всё одним словом? (Это овощи.)

Что ещё растёт на огороде? Назовите овощи.

Прочитайте стихотворение про тыкву. Как вы понимаете слова ушло тайком? С помощью чего она это сделала?

Послушай, тыква

Я тыкву посадил,

А озорница

Тишком, тайком

Ушла к соседу в сад

И там

Решила поселиться...

Послушай, тыква!

Приходи назад.

— Напечатайте предложения: У Вовы вырос лук. У Ларисы выросла тыква.

Дети по выбору печатают предложения.

Составьте схемы предложений. При печатании можете использовать слова в столбиках на странице 71.

Какие гласные стоят в верхнем ряду на ленте букв? Почему и стоит в нижнем ряду? Перечислите согласные буквы верхнего ряда. Какие согласные заняли нижний ряд? Почему их так расставили? Расскажите, что вы знаете о букве в.

По таблице «Алфавит» на с. 124-125 назовите все знакомые буквы.

Отвечают 2-3 ребёнка.

— Кто из коротышек возил на машине фрукты? (Винтик и Шпунтик.)

Доскажите имя царевны: Елена... (Прекрасная), но Василиса... (Премудрая.)

В книге про Чиполлино какие растения были графинями? (Вишенки.)

Кто из вас знает, в какой басне И. А. Крылова Лисица выманила у Вороны кусок сыра? («Ворона и Лисица».)

Послушайте басню. Что бы вы посоветовали Вороне?

А вот двум зверям попалась головка сыра. Они были голодны, но послушайте, что произошло?

Дети читают отрывок из сказки «Два жадных медвежонка».

— Что помешало медвежатам плотно покушать? (Жадность. Каждый боялся, что другой брат съест больше, поэтому пригласили лису поделить головку сыра.)

Как называется эта сказка? Слышим ли мы в названии сказки новые звуки? (Да, дважды. «Два жадных медвежонка». Два — [в] — согласный, звонкий, твёрдый. Медвежонка — [в] звук слышим в середине слова, в слоге ве. Звук [в'] — согласный, звонкий, мягкий.)

Вспомните сказку, в которой Лиса обманула маленького беззащитного зверька. («Лиса и Заяц», «Заюшкина избушка». Пересказ сказки.) Соотнесите схемы и рисунки (с. 71).


4. Рефлексия учебной деятельности

— Запишите предложение Кот Воркот усат и мал под диктовку. Почему кота называют Воркот? Найдите букву в и расскажите, что вы о ней знаете.






Для любых предложений по сайту: [email protected]