Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звуки [л], [л']. Буква Л, л. Закрепление
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети систематизируют знания о звуках [л], [л'] и буквах Л, л;
• научатся составлять звуковые схемы к словам;
• научатся печатать предложения и правильно оформлять их;
• отработают навыки правильного слогового, орфоэпического плавного чтения на диапазоне всех изученных букв;
• научатся разгадывать ребусы, загадки; объяснять смысл пословиц.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— На прошлом уроке вы познакомились со вторым звонким согласным звуком. Как изменились наши предложения и тексты, которые мы читаем и пишем? (Они стали красивее и богаче.)
2. Мотивация учебной деятельности
— Соберите слово: а, н, л, у. (Луна.)
Луна взошла — солнцу отдых. Вставьте нужное слово в высказывание «День и ночь — (Учитель делает хлопок)... прочь». (Сутки.)
Назовите все осветительные приборы и предметы, которые могут освещать человеку дорогу или комнату. (Люстра, бра, торшер, фонарик, фонарь, лампа, свеча, гирлянда, светлячок, луна, солнце, салют, молния...)
Назовите предметы по картинкам и составьте словосочетания. (Карманный фонарик, уличный фонарь, новогодняя гирлянда, яркое солнце, праздничный салют...)
Прочитайте слова-перевёртыши: лакал, лов, волов, сос-на, ма-ла.
Вы справились с серьёзными заданиями. Но о букве л и её звуках мы узнаем ещё новости.
Я произнесу слова, а вы укажите на орфограмму: Чиполлино, Кирилл, коллекция, коллектив, Алла? (Это двойная согласная лл.)
Послушайте пословицу и объясните её значение: «Каков мастер, такова и работа». Когда мы так говорим? (Если смотрим на красивую картину, читаем хорошую книгу, слушаем чудную музыку, видим красиво сшитую одежду, мы понимаем, что это мог сделать талантливый мастер.)
3. Работа по теме урока
— Прочитайте слова первого столбика и назовите орфограмму (с. 60).
Прочитайте слова второго столбика. Про кого так можно сказать? (Искала — про женщин. Искал — про мужчин.)
Прочитайте и объясните значение слов в третьем столбике. (Эти слова пишутся одинаково. Только ударение падает на разные слоги, поэтому значение этих слов разное. Первое слово обозначает, что что-то «стоит». Человек стоит, парта стоит, дом стоит. Второе слово обозначает, сколько стоит что-то. Один арбуз стоит пять рублей.)
Прочитайте текст (с. 60). Придумайте последнее предложение, чтобы текст был законченным. (Предложение: Нина спряталась за колодцем.)
Замените [л] на мягкий [л'] в словах: лук — ... (люк), галка — ... (галька), полка — ... (полька), ел — ... (ель), мел — ... (мель), жал — ... (жаль), угол —...
Объясните значение этих слов.
Прочитайте буквы, записанные на доске. Напечатайте с этими буквами слоги-слияния с согласным звуком [л].
Дети составляют слоги-слияния и печатают их на двух строках.
— Соотнесите схемы и рисунки (с. 61). Работать будем в парах. Оцените работу друг друга. Игра на странице 61.
— Прочитайте слова в столбиках (с. 62) и подготовьтесь читать текст. Чем отличаются слова стол и столик? (Стол — большой. Столик — маленький, детский.)
Что изображено на иллюстрации? (Дети сидят за столом и кушают.)
Прочитайте текст и узнайте имена детей. (Алла, Алик, Коля, Таня.)
Как зовут первого мальчика слева? Как вы это узнали? Подтвердите словами из текста. (Это Алла. Она солит салат. И у Алика салат. Он солил салат.)
Как зовут девочку, которая сидит рядом с Аликом справа? (Это Алла. У Аллы салат.)
Как зовут мальчика, который сидит рядом с Аллой? (Это Коля. У Коли стаканы. Он налил соку.)
Как зовут девочку, которая сидит первой справа? (Это Таня. У Тани и Коли сок.)
Прочитайте выразительно текст и озаглавьте его. (Чаепитие. Гости. Воскресенье...)
В каких случаях используем заглавные буквы?
Какие слова в середине предложения пишутся с заглавной буквы. Объясните, почему так? Что необычного вы заметили в именах девочек? (В именах встретились две буквы л и н. Когда мы делим слова на слоги, эти две согласные расходятся в разные слоги.)
Эти согласные называются двойными согласными. Слова с двойными согласными переносятся так: Ан-на, Ал-ла. Прочитайте имена людей на странице 62. Назовите это же имя, но взрослого человека, или наоборот. (Имя взрослого человека: Алик — Альберт. Стасик — Станислав. И наоборот: Антон — Антоша. Никита. Константин — Костя.)
Как образуется отчество человека? (Отчество образуется только от мужского имени.)
Спишите текст с доски.
— Подчеркните орфограммы, сопровождайте комментированием. (Подчёркиваем У — это орфограмма — начало предложения, печатаем с заглавной буквы. Подчёркиваем Н — имя девочки,Т — имя мальчика...)
Что ещё надо помнить? (Слова пиши отдельно друг от друга.)
Прочитайте самостоятельно предложения на странице 63. Можно ли эту группу предложений назвать текстом? (Это не текст, предложения не связаны между собой по смыслу.)
Поставьте ударение в третьем предложении. Назовите ударный слог, ударную гласную. Как слышится ударный гласный звук? Запомните, как правильно произносятся и пишутся эти слова — лисы, лоси. Объясните, чем отличается написание слов лиса и лоси.
Почему на конце предпоследнего предложения стоит вопросительный знак? (В предложении заключается вопрос, на который надо ответить. Нужно назвать, к какой группе относится оса. Оса — это насекомое. У неё шесть лапок.)
Продолжите ряд насекомых. (Муравей, бабочка, муха, шмель, мотылёк...)
Теперь послушаем рассказ Ушинского «Пчёлки на разведке».
Читают рассказ дети и задают вопросы друг другу.
— Прочитайте текст на странице 63: «Тут Алла и Ната...» Кто из вас умеет скакать? Как вы умеете скакать? Что для этого нужно?
Послушайте стихотворение Барто «Верёвочка».
Где на ленте букв (с. 63) расположилась буква л? Почему именно здесь её место?
4. Рефлексия учебной деятельности
— Сколько звонких согласных мы уже изучили? Какие буквы заняли нижний ряд на ленте букв? Что нового мы узнали о букве л и её звуках? Но согласные ещё берегут для нас один секрет...