Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звуки [к] и [к']. Буква К, к. Закрепление
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети научатся различать звуки [к] и [к'] в словах, давать им характеристику;
• находить место новых звуков в словах;
• читать слова и вопросы заданий в учебнике;
• выработают навык бережного отношения к учебной книге.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? Каково её правильное название?
С какой буквой на ленте букв она стоит рядышком? Почему? Охарактеризуйте обе буквы (К, с).
Сегодня мы познакомимся с новыми свойствами буквы к, которая обозначает звуки [к] и [к'].
2. Мотивация учебной деятельности
— Почему мы тщательно изучаем каждый звук русской речи? Для чего нам это нужно? Верно, мы должны правильно, без ошибок читать и грамотно писать.
Послушаем пословицу: Корень ученья горек, а плод сладок. Объясните её значение.
3. Работа по теме урока
— Поучимся произносить скороговорку: Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.
У учителя маленькая кошка. Он сажает её на окошко и насыпает крошки. Дети сначала медленно проговаривают скороговорку, затем всё быстрее и быстрее.
— Произносим медленно каждое слово из скороговорки и обозначаем звуки [к] и [к'] на схеме. Скажите, как звали кошку? (Крошка.)
Как на схеме мы должны обозначить эту орфограмму? Где ещё нужно выделить заглавную букву? Почему? (Начало предложения.)
Назовите персонажей сказок, имена которых начинаются с буквы к? (Колобок, Серебряное копытце, Кот в сапогах...)
Какие звуки обозначает эта буква?
А теперь подберите пару к данным словам. Слова должны начинаться на к и отвечать на вопросы: какой? какая? какое? какие? Например, ковёр (какой?) красивый, кепка (какая?) клетчатая.
Слова для работы: компьютер, коляска, кофе, коньки, калина, каска, кресло, клумба, колокольчик, кузнечик.
— Прочтите слова: нос, носок, носки, носит, носильщик, носильщики, носовой, заносы. Назовите слова, которые образовались от слова нос.
Учитель помещает на доске картинку, на которой изображён нос человека.
— Какие это слова? (Нос, носок, носовой.)
Отберите слова, которые образованы от слова носить.
Учитель помещает на доске картинку, на которой изображён человек, несущий груз.
— Какие это слова? (Носит, носки, носильщик, носильщики, заносы.)
Прочитайте слова в столбиках (с. 50). Попробуйте выполнить цепочку слов. Начинать нужно со слова сук. Заменять можно только одну гласную букву. Получить в конце нужно слово сын. (Сук, сок, сон, сын.)
Прочитайте текст. (На, сынок, сок.)
Составьте предложение о детях, запишите схему. (Дети пили сок.)
Сколько слов в этом предложении? Назовите их по порядку.
Дети делают анализ предложения.
— Составьте предложения про детей. Дайте им имена. Назовите, какой сок пьёт каждый ребёнок. Выполните схемы к ним. Почему некоторые слова в предложении напечатаны с большой буквы?
А теперь давайте разгадаем ребусы (с. 50). Какой рисунок вы видите слева? (У девочки косы.)
Что нужно сделать со словом косы, чтобы получить насекомое? (Нужно убрать первую букву. Получится осы.)
Что мы видим справа? (У дерева сук.)
Из этого слова получите вкусный напиток. (Убираем букву у. Вставляем на её место букву о и получим слово сок.)
Прочитайте текст. Кто из взрослых ведёт с мальчиком разговор?
Почему вы так решили? Сколько коробочек сока дала мама сыну? (Две.) Откуда вы об этом узнали? Прочитайте последнее предложение. Подходит ли оно к этому тексту? (Нет.)
Прочитайте текст (с. 50) по одному предложению. О чём первое предложение? (0 сосне. У сосны сук.)
Откуда видно, что это сосна? (Мы видим хвоинки. Хвоинки длинные. Ствол светлый, такой бывает у сосны.)
Читаем второе предложение. (На суку кукушка.)
Разделите последнее слово на слоги. (В этом слове три слога. Первый -ку. Второй -куш. Третий -ка.)
Какие слоги мы сможем с вами напечатать? (Первый слог -ку, третий -ка.)
Какие трудности возникнут у нас со вторым слогом? (Там есть незнакомый звук [ш].)
Давайте запишем в тетради для печатания это слово. Вместо незнакомой буквы поставим звездочку. Теперь давайте ещё раз прочитаем второе предложение. (На суку куку*ка.)
Посмотрите на доску. Здесь напечатано третье предложение. А теперь я отодвину двоеточие подальше и вставлю чёрточку, то есть ещё одно слово. Подумайте, какое это слово? Скажите с ним третье предложение. (Она кричит: «Ку-ку! Ку-ку!»)
Прочитайте текст так, как он написан в книге, помните о выразительности чтения. Теперь расскажите этот текст так, как мы его составили.
Дети вспоминают новый текст.
— Нам пока ещё не хватает букв, чтобы хорошо читать.
Расскажите, что вы знаете о жизни кукушки, её особенностях, птенцах. Прослушайте стихи Мусы Джалиля «Кукушка».
Тихие сумерки.
Солнце садится.
Слышно, как плачет
Какая-то птица:
— Ку-ку, ку-ку!..
Это кукушка
Кричит на суку.
Словно прогнать
Она хочет тоску:
— Ку-ку, ку-ку!..
Пела б кукушка
Весёлые песни,
Если б птенцы её
Были с ней вместе:
— Ку-ку, ку-ку!..
— Что нового вы узнали о кукушке? (Она плачет и тоскует о своих птенцах.)
Кукушка не высиживает своих птенцов. У неё нет своего гнезда. Она подкладывает свои яйца другим птичкам, и они выкармливают её прожорливых птенцов. Птенцы кукушки гораздо крупнее птенцов мелких птиц, и они выталкивают их из гнезда. Маленькая птичка выкармливает птенца кукушки.
Обратите внимание на рисунок, который учитель вывесил на доске. Что это? (Это окно.)
Где можно увидеть такое красивое окно? (В деревне.)
Резное украшение вокруг окна называется наличником. Мастера вырезают наличники из дерева. Резчики по дереву украшают не только окна, но и весь дом, крыльцо, забор вокруг дома. Напечатаем слово по слогам. Поставьте ударение, подчеркните ударную гласную? Какая гласная слышится нечётко, неясно? Теперь последите, что я сделаю. Ударение переставляю на первый слог и на конце слова поставлю букву а. Прочитайте новое слово. (Окна. Мы поставили безударную гласную под ударение, и она стала хорошо слышаться.)
Что обозначают эти слова по смыслу? (Один и много предметов.)
Мы переставили ударение, и изменилось значение слова. Безударная гласная стала ударной, стала слышна, и мы знаем теперь, какая буква должна быть в начале этого слова.
Прочитайте текст на карточках, которые вы получили.
Спящий котёнок
Если котёнок улёгся у лавки,
Мордочку спрятал, и хвостик, и лапки,
Что у него получилось, дружок? (Клубок.)
(Ф. Грубин)
— Каким вы представляете себе этого котёнка?
Тане вчера подарили кота.
Кот удивительный. Кот — красота!
В доме котёнок за сутки прижился.
В доме котёнок со всеми сдружился.
(В. Кожевников)
— Выучите любое четверостишие. Рассмотрите картинки на странице 51. Расскажите, что вы здесь видите? Подумайте, где может быть Таня? (Таня могла уйти в школу.)
Придумайте рассказ по картинному плану. Вот фигурка девочки с ранцем за спиной. Сколько частей будет в нашем рассказе? (Четыре или пять частей.)
Начнём рассказ с четверостишия. Расскажите, что происходило утром? (Таня ушла в школу. Дома осталась бабушка и рыжий кот Гошка.)
Я добавлю своё предложение. Гошка тихо подкрался...
— Закончите предложение. Назовите очень маленькое слово-предлог к. Сделаем вывод.
Продолжите рассказ и затем придумайте концовку рассказа. Придумайте заголовок к нашему рассказу и перескажите его. («Кот Рыжик», «Танин подарок», «Бабушка и Гошка»...)
На картинке отыщите предметы, в которых вы слышите звуки [к] и [к'].
4. Рефлексия учебной деятельности
— С какой новой буквой мы познакомились? Что интересного мы о ней узнали? Расскажите всё о букве к?