Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Звук [у]. Буква У, у
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети научатся выделять гласные звуки в словах;
• обозначать звук [у] буквами У и у;
• научатся грамотному слого-звуковому анализу слов;
• познакомятся с буквой у как целым словом;
• научатся выделять ударный слог; классифицировать предметы по их признакам.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Какие гласные звуки мы изучили? Какой звук мы узнаем сегодня? К какой группе звуков он будет относиться, узнаем на уроке.
2. Мотивация учебной деятельности
— Прочитайте пословицу: При солнце тепло, при матери добро. Как вы её понимаете? Читаю первую часть: При солнце тепло. (Когда светит солнышко — вокруг тепло, радостно, весело, всем хорошо. Всё кругом растёт, цветёт, зреет.)
Читаем вторую часть: при матери добро. (Когда дома мама, всем тепло, хорошо, будто солнышко в дом заглянуло. Солнышко и мама очень похожи.)
Какие буквы в пословице мы уже знаем? (Буквы а, о, и, ы.)
Какие звуки они обозначают? Назовите слова, в которых вы нашли знакомые буквы.
3. Работа по теме урока
— Рассмотрите иллюстрацию (с. 36-37). Кто это? (Утята.) Произнесите слово по слогам.
Произнесите первый слог. Мы знакомы с этим звуком? Потяните его. Какой это звук? Докажите, что он гласный звук.
Кто у этих деток мать? (Утка.)
Посмотрите справа на рисунок и схемы. Сравните, как слышится звук [у] в ударном и безударном слогах. (Утка, куры, утята.)
Какой буквой обозначается на письме звук [у]? (У, у.)
Послушайте стихотворение В. Берестова.
Выделим слоги-слияния со звуком [у].
Как слышатся согласные звуки с гласным [у]? (Согласные произносятся твёрдо.)
Назовите, кто изображён на иллюстрации (с. 36). (Утки, гусь, утята, индюк, петух, курица.)
Как их всех можно назвать одним словом? (Это птицы.)
Все ли птицы, изображённые на картинке, одинаковые? В чём вы видите их различие? (Одни птицы могут плавать в воде, а другие нет.)
Кто умеет плавать в пруду, в озере, в реке? Как называют таких птиц? (Водоплавающие птицы.)
Назовите птиц, не умеющих плавать. Как называют птиц, не умеющих плавать? (Неводоплавающие птицы, сухопутные.)
Кто из вас знает, к какому произведению выполнена иллюстрация (с. 36)? («Гадкий утёнок»).
Кому из вас читали эту сказку? Кто смотрел мультфильм? Вспомните отрывок из сказки «Гадкий утёнок». Для чего собрался весь птичий двор? (Они хотели посмотреть на утку с утятами.)
— Зачем утка привела своих детей на показ высшему обществу? (Она хотела, чтобы их приняли в это общество, приняли в общество птичьего двора.)
Все ли утята понравились высшему обществу? Почему? (Не понравился один утёнок. Он был очень некрасивый.)
Утка жалела гадкого утёнка, и она защищала его. Чем же закончилась эта сказка? (Гадкий утёнок превратился в красивого белого лебедя.)
— Назовите семейство утки. Дополните слова, образованные от слова утка, так, чтобы получилось словосочетание: пух (чей?)..., охота (какая ?)..., лапки (чьи?)...
Есть животное, у которого нос очень похож на утиный, и прозвали его... (Утконос.)
В каких словах мы слышали сегодня звук [у]? (В словах утята, утиный, утконос).
А вот ещё одна птица прилетела к нам — удод. Живёт она на болоте. Произнесите первый слог, обратите внимание на своего друга, как он произносит этот звук? (При произношении звука [у] губы вытянуты трубочкой вперёд. Язык прогибается. Воздух выдыхается свободно.)
Напечатайте буквы, обозначающие звук [у]. (Две — заглавная и маленькая.)
Если будем писать слова утка, утята, утконос. Какую букву возьмём? (Маленькую у.)
Обратите внимание на других птиц. Есть ли в их названиях звук [у]? В каком слоге? (Петух — во втором слоге, курица — в первом слоге, гусь — [у] слышится в середине слова.)
Произнесите слоги-слияния из всех слов, (ту, ку, гу)
Какая буква понадобится нам для написания её в середине слова? (Маленькая буква у.)
Как слышатся согласные звуки, если после них идёт буква у? (Согласные читаются твёрдо.)
Как вы думаете, на какой этаж ленты букв мы поселим букву у? (На верхний, так как согласные с ней читаются твёрдо.)
Перечислите все гласные верхнего этажа, (а, о, у, ы.)
Дети по очереди читают пословицы из «Азбуки» (с. 36).
— Что вы можете сказать? (Первая пословица говорит, что нужно хорошо учиться и будешь всё уметь делать. Вторая пословица хвалит работящих людей. Четвёртая пословица учит людей делать хорошие добрые дела.)
Выберите пословицу, которая подходит к данной иллюстрации. (Умный себя винит, а глупый — своего товарища.)
Почему эта пословица хорошо подходит ко всем жителям птичьего двора? (Они не приняли в своё высшее общество утёнка, который был на них не похож. Они невзлюбили его, щипали, обижали. А себя они не видели.)
Составьте предложения по схеме. (Утята гуляют гуськом.)
Составьте предложение из пяти слов. (Утята и гусята гуляют гуськом.)
Назовите маленькое слово. (Слово и.)
А может ли звук [у] быть самостоятельным словом? Составьте предложение. (У утят красные лапки...)
Составьте схему предложения.
Как воет зимой ветер в трубе? (У-у.)
Как кричит заблудившийся человек в лесу? (Ау!)
Как плачет маленький ребёнок? (Уа.)
В каком слоге слышен звук [у] в слове азбука? Может ли звук [у] образовывать слог? (Да. A-у! У-тята. У-дод. У-литка.)
Дайте характеристику звука [у]. (Звук [у] — гласный, в слоге-слиянии согласные читаются твёрдо.)
4. Рефлексия учебной деятельности
— Послушайте стихотворение В. Берестова (с. 37).
С каким новым звуком вы познакомились? Приведите примеры, где звук [у] входит в слог-слияние. Приведите пример, где звук [у] образует целое слово. Приведите пример, где звук [у] образует целый слог.