Звук [а]. Буква А, а. Закрепление

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Звук [а]. Буква А, а. Закрепление

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети научатся выделять звук [а] из речи; определять место звука [а] в слове; запомнят слогообразующую роль гласного звука [а]; запомнят буквы, обозначающие звук [а] — А, а; выполнят слого-звуковой анализ слова;

• дети познакомятся с произведениями классической детской литературы; полюбят книгу;

• научатся слушать произведения и читать отрывки из них;

• научатся вести беседу, пополнят активный запас слов;

• научатся логически мыслить; расширят кругозор.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— На прошлом уроке мы познакомились со звуком [а] и буквами А, а. Сегодня продолжим работу по закреплению этих знаний. Научимся составлять предложения и минитексты к иллюстрациям.


2. Мотивация учебной деятельности

— Мы познакомимся с предметами, которые можно назвать одним словом посуда. (Чайник, чашка, блюдце, сахарница, маслёнка, тарелка, блюдо, кастрюля, сковорода, супница...)

Правильно, чётко произнесите слово по слогам.

Теперь вновь произнесите каждое слово так, чтобы был слышен ударный слог.

К нам в гости пришла книга. Послушайте начало произведения К. Чуковского «Федорино горе».

Как Федора обращалась со своей посудой? Какая беда приключилась с ней? Почему посуда убежала от Федоры? Догадайтесь, какие предметы называются столовыми приборами? (Вилка, нож, ложка, лопаточка для торта, половник.)

Кто из вас помогает маме, бабушке и умеет мыть посуду?

Я зачитаю вам отрывок из произведения «Федорино горе», где Федора моет свою посуду.

Давайте попросим у бабушки Федоры фартук и составим к этому слову звуковую схему. Составьте схему в тетрадях для печатания. Чем интересны эти слоги? В каком слоге встретился нам знакомый звук? Покажите букву, которая обозначает этот звук.

Послушайте, как о букве А сказал поэт Э. Успенский. Выучим стихотворение наизусть.

Всем известно, буква А —

Буква очень славная.

Да к тому же буква А

В алфавите главная.

Обожают этот звук

И Андрей, и Алочка,

Палка так и палка так,

И в середине палочка.

— Почему Андрею и Алочке очень нравится звук [а] и буквы, его обозначающие, — А, о? Повторите про себя тихо своё имя и скажите, чьё имя начинается со звука [а]? Какие ещё имена людей начинаются с буквы А? (Алевтина, Ася, Антон, Артём, Антонина, Агния.)

Теперь работаем по вариантам: вариант 1 составляет схему слова Аля, вариант 2 — Ася.

На какие две группы делятся все звуки русской речи? (На гласные и согласные звуки.)

Как можно определить, что этот звук гласный? (Он не встречает препятствий при произношении и произносится легко, свободно.)

Если слог состоит из одного звука, то каким является этот звук? (Обязательно гласным.)

— Из каких звуков состоит слог-слияние? (Из согласного звука и гласного.)

А теперь войдём в наш учебник вот через такие красивые ворота. Как они называются? (Арка.)

Дети встают со своих мест и делают вид, что они прошли в арку. С удивлением оглядываются. Мы с вами попали в «Мир книг». На доске стоят несколько красочных книг по теме урока.

— Откройте «Азбуку» на странице 22. К какому произведению сделана эта иллюстрация? (К сказке «Айболит».)

Кто написал это произведение? (Корней Чуковский.)

С какого звука начинается название произведения? (Со звука [о].)

Кто такой Айболит? (Это очень добрый доктор. Он лечит всех зверей и птиц.)

Расскажите отрывок из этого произведения наизусть. Я подскажу вам первые фразы: «Добрый доктор Айболит!» Составьте схему слова Айболит. Можно ли первый слог назвать слогом-слиянием? Если нет, то почему? Айболит просит зверей открыть рот и произнести новый звук.

Дети говорят по одному и хором: А-а-а-а!

— Прочитайте эту фразу с доски: А-а-а-а! Что значит прочитать предложение? (Надо произнести голосом звук, который обозначает эта буква.)

Какую букву вы возьмёте, если я попросил бы вас записать слова: Ася, Айболит! (Заглавную букву. Это имена.)

Рассмотрите вторую иллюстрацию на с. 22.

Как называется эта сказка? О чём эта сказка? Составьте своё предложение к этой иллюстрации и начертите схему предложения в тетради для печатания.

Алёнушке жалко своего братца.

image78

Алёнушка плачет.

Какое предложение вы составите к схеме в учебнике (с. 22)? (Алёнушка плачет. Алёнушка грустит.)

Прочитайте, что написано под картинкой. Как надо прочитать это предложение? (А-а-а!)

Посмотрите на знак в конце предложения. (Восклицательный знак. Надо читать с особым чувством! У девочки горе.)

Рассмотрите иллюстрацию из книги. Обратите внимание на природу. Как она себя ведёт, глядя на братца и сестрицу? (Берёзки грустят, цветочки заглядывают в лицо Алёнушке и жалеют её и т. д.)

Найдите и произнесите слова, в которых слышатся звуки [а]. Кто найдёт предметы, в названии которых один звук [а] — поднимите одну букву а. Кто найдёт слово, в котором два звука [а] — вверх поднимите две буквы а. Кому посчастливится найти слово, в котором три звука [а]?

Слова для справок: берёза, ветка, листва, платок, сарафан, юбка, слеза, глаза, щека, коза, ромашка, трава...

— Какие времена года вы знаете? Назовите их по порядку. (Осень, зима, весна, лето.)

Ещё раз назовите времена года по порядку, как они следуют одно за другим. Начнём с зимы... Теперь с весны. Составим схему времени года, в котором слышится звук [а]. (Зима, весна.)

Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.)

Почитаем по схемам в низу с. 22, что за растения здесь изображены. Назовите их одним словом. (Цветы.)

В какое время года мы любуемся ромашками в природе? (Летом.) Назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август.)

В названии какого месяца слышится звук [а]? (Август.)

Назовите слог, в котором слышится звук [а].

Какой цветок «лишний» в ряду цветов и почему? (Ландыш, он растёт в лесу.)

Назовите в словах слог-слияние. В каком слоге слышится звук [а]? Назовите ударный слог. Какой звук ударный? Как слышится ударный звук? (Ясно, чётко.)

— Как называется эта сказка (с. 23)? («Волк и Лиса».)

Рассмотрите иллюстрации к сказке и вспомните отрывок.

Каждая группа поочередно рассказывает свою часть сказки «Волк и Лиса».

— Какой в этой сказке показана лиса? Каким показан волк? Составьте предложения про лису.

Дети составляют к каждой картинке предложения про лису.

— В названии каких героев слышится звук [а]? В каком слоге слышим звук [а]? Ударный или безударный здесь звук [а]?

Внизу на странице 23 даны клеточки, В них поселилась первая буква. Какая? На клеточке какого цвета расположилась буква о? Почему? (Она гласная, и на схемах мы этот звук обозначаем красным цветом. Поэтому буква а поселилась в красном домике.)

Это лента букв. В пустых клеточках будут располагаться и другие буквы, которые вы узнаете на последующих уроках.


3. Рефлексия учебной деятельности

— Что мы сегодня впервые научились делать? (Читать.) Какую букву мы научились читать? (Букву а.)

Что значит прочитать буквы? (Надо произнести голосом звук, который обозначает буква.)

Найдите в природе цветок, в котором слышится звук [а]. (Астра.) Составьте в тетради для печатания схему этого слова и поставьте ударение.






Для любых предложений по сайту: [email protected]