Поурочные разработки по русскому языку 1 класс
Диалог (общее представление). Оформление предложений в диалогической речи
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
ЦЕЛИ УРОКА: дать первоначальное представление о диалоге и его оформлении, учить находить диалог в тексте, наблюдать над оформлением предложений в диалогической речи, формировать навык смыслового и выразительного чтения, составлять диалог по рисунку, учить читать по ролям, ввести в активный запас учащихся слово- термин диалог.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся различать диалог, оформлять предложения в диалогической речи, читать диалог по ролям, сотрудничать с одноклассниками при распределении роли при чтении диалога, составлять диалог по рисунку.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие.
Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради на с. 8, упр. 5, б.
3. Актуализация знаний
— Послушайте.
Серёжа и Дима учатся в первом классе. Серёжа хорошо читает. Он быстро решает примеры. Серёжа помогает Диме выполнять домашнее задание.
— Можно ли назвать это текстом? Постарайся обосновать свой ответ. Определите количество предложений в тексте.
Какова главная мысль текста?
Решите числовые примеры. Расположите буквы в соответствующий квадрат. Прочитайте тему нашего урока.
4. Целеполагание
Работа с учебником (с. 14)
Чтение первой учебной познавательной задачи: Что такое диалог?
— Постарайтесь определить, что мы узнаем сегодня в ходе урока? (Узнаем, что такое диалог.)
Чему бы вы хотели сегодня учиться? (Варианты ответов: находить диалоги в тексте, правильно читать диалоги, научиться самостоятельно составлять и записывать диалоги.)
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Работа с ПК «Текст и предложение. Диалог (7)»
— Послушайте отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Телефон».
Работа с учебником (с. 14, упр. 7)
— Постарайтесь выразительно прочитать отрывок из стихотворения.
Подумайте, почему в конце предложений поставлены разные знаки? (Знаки в конце предложений нам подсказывают, что хотели выразить в своей речи участники диалога: испуг, радость, удивление, сообщить о чём-либо, спросить о ком или о чём-либо.)
Догадайтесь, кто участвует в разговоре? (Автор и Носорог.)
Работа в парах.
— Определите предложения, которые принадлежат автору, а какие принадлежат Носорогу.
Кто задаёт вопросы? (Автор.)
Кто отвечает на вопросы? (Носорог.)
На странице 14 прочитайте информацию о языке и тогда вы узнаете, как называют в русском языке разговор двух или нескольких лиц. (Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.)
Прочитайте диалог в парах.
Инсценировка диалога в парах
— Прочитайте первые два предложения диалога.
Обратите внимание на оформления диалоговой речи.
Чтение на странице 15 «Обрати внимание!...»
2. Первичная проверка понимания
Списывание текста
— Запишите два первых предложения из упражнения 7 на странице 14.
Какие правила оформления диалоговой речи вы использовали? (В диалоге слова каждого лица пишутся с новой строки. Перед ними ставится горизонтальная линия, которая называется тире.)
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Работа с учебником (с. 15, упр. 8)
— Прочитайте стихотворение-потешку.
Почему это стихотворение называют потешкой? Что в нём необычного?
Постарайтесь в стихотворении найти ту часть, которую можно назвать диалогом.
Посчитайте количество участников диалога.
Как записаны слова каждого участника разговора?
Работа в парах.
— Подготовьтесь читать диалог по ролям.
Чтение диалога.
Работа в тетради.
— Запишите два выделенных предложения, соблюдая правила оформление диалоговой речи.
Подчеркните, что ответил Фома.
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
Работа с учебником («Проверь себя», с. 16, упр. 4)
Работа в парах.
— Составьте диалог по рисунку.
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Выполнение задания 3 на странице 16 «Проверь себя».
— Подумайте, часто ли мы пользуемся диалогом в устной речи? Постарайтесь составить устный диалог по рисунку (рабочая тетрадь, с. 9, упр. 8).
Обратите внимание:
• На определение содержания диалога.
• На выбор участников разговора.
• На придумывание содержания реплик.
— Всегда ли в разных ситуациях вам приходилось уважительно и заботливо относиться к старшим по возрасту? Что вы хотите в себе изменить при общении с более старшими людьми по возрасту?
7. Самостоятельная работа
Работа по индивидуальным карточкам.
— Прочитайте тексты и задания к ним. Постарайтесь определить, где записан диалог. Спишите диалог в тетрадь. Выполните задания.
Карточка 1
Прочитай. Спиши диалог в тетрадь, соблюдая правила оформления диалоговой речи. Подчеркни слова Марины.
— Марина, ты будешь петь в хоре.
— Да! Завтра я иду на репетицию.
Марина занимается в хоре. Завтра у неё будет репетиция.
Карточка 2
Прочитай. Спиши диалог в тетрадь, соблюдая правила оформление диалоговой речи. Подчеркни ответ кошки.
У нас есть кошка. Кошка ловко ловит мышей. Она сторожит их у норки.
— Что ты, кошка, сторожишь?
— Сторожу у норки мышь!
Карточка 3
Прочитай. Спиши диалог в тетрадь, соблюдая правила оформление диалоговой речи. Подчеркни слова гусей.
— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
У нашей бабушки есть гуси. Гуси громко кричат.
8. Домашнее задание
Выполнить задание 1 в учебнике на с. 16 «Проверь себя» (устно), рабочая тетрадь (с. 9, упр. 7).
9. Подведение итогов урока
— Что вы узнали о диалоге?
Постарайтесь вспомнить, в каких случаях жизни мы пользуемся диалогом?
10. Рефлексия
— Постарайтесь закончить предложения.
Запись на доске:
Сегодня я узнал, что ...
Мне было интересно ...
Теперь я умею ...
Урок дал мне для жизни...