Поурочные разработки по русскому языку 1 класс
Буквосочетания чк, чт, чн - Урок 2
ТИП УРОКА: урок закрепление изученного материала.
ЦЕЛИ УРОКА: развивать навыки правописания слов с сочетаниями чк, чн, чт.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся писать слова с сочетаниями чк, чн, чт; подбирать примеры слов с этими сочетаниями.
ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки сказочных героев Знайки и Незнайки, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради.
Два ученика выполняют задание на доске.
Остальным учащиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте.
3. Актуализация знаний
— К нам на урок сегодня вновь пришли Знайка и Незнайка. Учитель попросил их записать слова. Посмотрите, что у них получилось. Кто прав?
— В каких словах допущены ошибка. Обоснуйте свой ответ. (При написание слов с буквосочетаниями чк, чн мягкий знак не нужен, так как [ч'] — всегда мягкий звук.)
4. Целеполагание
— Тема нашего урока «Буквосочетания чк, чт, чн». Определите учебную познавательную задачу урока. (Что надо знать о написании слов с буквосочетаниями чк, чт, чн?)
Сегодня на уроке вы будете учиться писать слова с сочетаниями чк, чн, чт; подбирать примеры слов с этими сочетаниями.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
— Спишите в тетрадь слова, которые записал Знайка. Подчеркните сочетания чк, чн. (Внучка, птички, девочка, сказочный, сочный.)
Работа по учебнику (с. 114, упр. 10)
— Прочитайте стихотворение В. Орлова.
Выполните задание в конце упражнения.
Способ проверки: самопроверка.
2. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Работа в тетради (с. 55, упр. 63)
— Произнесите слова. Напишите слова буквами.
Прочитайте слово, в написании которого нет мягкого знака. (Почта.)
3. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
Работа по учебнику (с. 111, упр. 5)
— Прочитайте скороговорку. Назовите рифмующиеся слова. (Речка — печка.)
Спишите скороговорку. Подчеркните сочетание чк.
Коллективная работа
— Ребята, а как вы думаете, стихи легко сочинять?
А хотите научиться сочинять стихи?
Сначала подберите рифму.
Птичка — ... синичка
— Теперь я произнесу первую строку, а вы придумайте вторую.
На кормушку села птичка...
(Желтогрудая синичка.)
Получилось? Молодцы! Давайте продолжим.
Слова-рифмы |
Пример стихотворения |
Опушка — ушко |
Заяц плакал на опушке... (У него замёрзли ушки.) |
Снежок — лужок |
Выпал беленький снежок... (И покрыл он весь лужок.) |
Дружок — кружок |
Полюбуйся ты, дружок, (Стали дети все в кружок.) |
Лес — чудес |
Здравствуй, лес, зимний лес... (Полный сказок и чудес.) |
Работа по учебнику (с. 111, упр. 6)
— Устно подберите слова, которые будут созвучны с данными словами. (Дочка — кочка, мочка; лисичка — сестричка; ручка — ночка.)
Попробуйте придумать свои рифмы со словами дочка, лисичка, ручка.
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Работа по индивидуальным карточкам
— Прочтите стихотворение, которое написано у вас на карточках. Скажите, о ком говорится в этом стихотворении.
Прилетела к нам синичка.
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.
— О ком это стихотворение?
Чему учит нас это стихотворение?
Когда мы должны помочь птицам? (Зимой, весной.)
Действительно и зимой, и весной нужно подкармливать птиц. Хоть уже кое-где и стаял снег, но червячков ещё нет, а семена, плоды уже съедены.
Подчеркните в тексте слова с сочетанием чк.
Прочитайте эти слова.
Работа над орфоэпией.
— А вы знаете, что сочетание чн очень интересное. Некоторые слова с эти сочетанием особенно произносятся.
— Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с чн, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о. Я предлагаю вам попробовать правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений, которое записано на доске.
Стихотворение записано на доске. В словах сочетание чн подчёркнуто.
Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил.
И уж вовсе, не нарочно
На ковёр кисель пролил...
Просто было очень скучно...
Но теперь-то я послушный!
Работа по учебнику (с. 111, упр. 4)
Работа с орфоэпическим словарём на странице 136 учебника. Отработка правильного произношения.
7. Самостоятельная работа
Задания по индивидуальным карточкам
Карточка 1
Задание 1. Вставь пропущенные буквы,
остро.., арбу.., рыболо.., моро..
л..дина, бабоч.жа, стал..ной, птен..чик
хле.., рыба.., ларохо.., голу..ь, медве..ь
Задание 2. Составь и запиши предложение с одном из слов.
Карточка 2
Задание 1. Вставь пропущенные буквы.
девоч..ка, синич..ка, птич..ка, пал..то
бол..ница, ноч..ной, васил..ки, звер..ки
ястре.., обе.., дож..ь, сапо.., сторо..
Задание 2. Составь и запиши предложение с одном из слов.
8. Домашнее задание
Выполнить задание по учебнику на с. 112, упр. 7.
9. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
Чему он нас научил?
Ответьте на вопросы рубрики «Проверь себя» (с. 114).
10. Рефлексия
— Закончите предложения.
На уроке мне показалось наиболее интересным задание...
Затруднение у меня вызвало ...
Я оцениваю свою работу ...
Я могу себя похвалить за ...