Поурочные разработки по русскому языку 1 класс
Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки - Урок 2
ТИП УРОКА: урок закрепление изученного материала.
ЦЕЛИ УРОКА: развивать умения обозначать буквами твёрдые и мягкие согласные звуки; обосновывать написание слов на изученные правила; различать роль букв е, ё, ю, я в слове.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся распознавать и произносить парные и непарные твёрдые и мягкие согласные звуки; обозначать на письме твёрдость и мягкость согласного звука.
ОБОРУДОВАНИЕ: текст работы для индивидуального выполнения.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради.
3. Актуализация знаний
Фронтальная беседа
— Сколько всего букв в русском алфавите? (33)
Сколько из них гласных? (10)
Сколько гласных звуков вы знаете? (Шесть.)
Какие это звуки?
Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?
Какие гласные буквы указывают на твёрдость согласного звука? Какие две буквы в русском алфавите не обозначают звуков?
4. Целеполагание
— Тема нашего урока «Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки».
Учебная познавательная задача урока — «Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?»
Сегодня на уроке вы будете учиться распознавать и произносить парные и непарные твёрдые и мягкие согласные звуки; соотносить звуковые обозначения со словами; обозначать на письме твёрдость и мягкость согласного звука.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Работа по учебнику (с. 85, упр. 8)
— Прочитайте слова.
Одинаково или по-разному надо читать букву л в каждом слове? Выполнение задания по вариантам.
Вариант 1. Выписать два слова, в которых буква л обозначает твёрдый согласный звук. (Лампа, лыжи.)
Вариант 2. Выписать два слова, в которых буква л обозначает мягкий согласный звук. (Любые два слова из: шляпа, лицо, билет, дятел.)
2. Первичная проверка понимания
Работа в тетради (с. 44, упр. 41)
Выполнение упражнения согласно заданию.
— Прочитайте слова, в которых буквы е, ё, ю, я не указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Работа по учебнику (с. 85, упр. 9)
— Прочитайте стихотворение И. Токмаковой.
Какие буквы пропущены в словах. Докажите правильность своего варианта. Произнесите звуки, которые обозначают пропущенные буквы.
Запишите слова сказала, хозяйка.
Объясните, почему гласный звук [а] в этих словах обозначен разными буквами. (В слове сказала звук [з] — твёрдый, в слове хозяйка звук [з’] — мягкий.)
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
Рабата в тетради (с. 44, упр. 42)
Восстановление текста.
— Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. (Слова даны в словах для справок.)
Подчеркните слова, которые начинаются с мягкого согласного звука.
Способ проверки: самопроверка по учебнику (с. 81, упр. 1)
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Выполнение теста по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
1. Укажи ряд букв, которые могут указывать на мягкость предшествующего согласного.
[ ] а, о, у, ы, э
[ ] е, ё, ю, я, и, ь
2. Укажи пары слов, которые различаются согласными звуками.
[ ] шест — шесть
[ ] мышка — мошка
[ ] сон — сын
[ ] галка — галька
3. Укажи слова, в которых выделенные буквы обозначают мягкие согласные звуки.
[ ] звезда
[ ] жизнь
[ ] пяльцы
[ ] книга
4. Укажи слова, в которых все согласные твёрдые.
[ ] фикус
[ ] кактус
[ ] драцена
[ ] фиалка
5. Укажи ряд букв, которые всегда обозначают непарные твёрдые согласные звуки.
[ ] й, ч, щ
[ ] ж, ш, ц
7. Самостоятельная работа
Выполнение задания из рубрики «Проверь себя» (с. 86).
— Прочитайте слова, записанные вами в тетрадь, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука. (Медведь, земля, клён, рюкзак.)
8. Домашнее задание
Выполнить задание по учебнику (с. 86, упр. 10).
9. Подведение итогов урока
— Уточните, чего больше — твёрдых и мягких согласных звуков или букв, обозначающих эти согласные звуки.
Как на письме обозначается мягкость (твёрдость) согласных звуков?
10. Рефлексия
— Закончите предложения.
На уроке мне было интересно...
Я выполнял задания...
Теперь я могу...
У меня получилось...
Урок дал мне ...