Поурочные разработки по русскому языку 1 класс
Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Проверочный словарный диктант
ТИП УРОКА: комбинированный урок.
ЦЕЛИ УРОКА: проверить знания детей об особенностях согласных звуков; уточнить способы различения согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове; проверить знания учащихся словарных слов.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся распознавать гласные и согласные звуки; различать в слове согласные звуки по их признакам.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, тема «Согласные звуки и буквы. Упражнение. Игра «Выбери звук»; предметные картинки петуха, муравья, сороки, кита, кота, белки, бабочки, синицы; зеркало; карточки со словами «берёза», «сорока», «ворона», «воробей», «учитель», «пенал», «карандаш».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполненного задания в рабочей тетради.
— Прочитайте скороговорку, которая у вас получилась. (Две осы взвешивают на весах капли росы.)
Прочитайте двусложные слова, написание которых надо проверять. Устно подберите проверочные слова. (Осы, на весах; росы.)
3. Актуализация знаний
Игра «Выбери звук»
Вариант 1. ПК. Тема «Согласные звуки и буквы. Упражнение. Игра «Выбери звук».
Вариант 2. Коллективная работа с демонстрационным материалом.
На доске расположены предметные картинки.
— Произнесите слова, выделяя голосом первый звук. Определите звук, которым начинается каждое слово. (Петух — [п’], муравей — [м], сорока — [с], кит — [к’], кот — [к], белка — [б’], бабочка — [б].
Прочитайте звуковую запись слова [к'ит]. Соотнесите запись со словом.
4. Целеполагание
Работа с учебником (с. 74)
— Прочитайте тему нашего урока. (Согласные звуки.) Определите учебную познавательную задачу урока. (Как отличить согласный звук от гласного?)
Сегодня на уроке мы будем учиться выделять предложения из текста, учиться составлять предложения, меняя форму слова, правильно оформлять предложения на письме.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Работа по учебнику (с. 74)
— Рассмотрите картинку. Кто изображён на картинке?
Работа с зеркалом
— Глядя в зеркало, произнесите слова мышка, сыр.
Какие согласные звуки в слове мышка вы слышите? ([м], [ш], [к])
Какие согласные звуки в слове сыр вы слышите? ([с], [р])
Пронаблюдайте, как произносятся звуки [м], [ш], [к], [с], [р]. (Воздух встречает преграду.)
Запишите название предметов. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.
Прочитайте рубрику «Сведения о языке» в учебнике на странице 75.
Расскажите, как отличить согласный звук от гласного звука?
Заслушивание ответов учащихся. При необходимости, можно прочитать сведения о языке второй раз.
2. Первичная проверка понимания
Работа по учебнику (с. 74, упр. 2)
— Прочитайте скороговорку.
Постарайтесь определить, какие звуки учит произносить эта скороговорка. ([с], [с'])
Попробуйте быстро проговорить эту скороговорку.
Какие ещё согласные звуки встречаются в словах скороговорки.
Заслушиваются ответы учащихся.
— Назовите три главных признака согласных звуков. (1-й — Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса. 2-й — При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграды. 3-й — Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком.)
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Работа по учебнику (с. 75, упр. 4)
— «Соберите» и запишите слова.
дом |
бок |
гора |
ночка |
Том |
сок |
кора |
почка |
ком |
кот |
пора |
точка |
сом |
ток |
нора |
кочка |
— Какое слово следует писать с заглавной буквы? Почему? (Том — это кличка животного.)
Запишите любые пять слов.
Составьте и запишите предложение со словом Том.
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
— Восстановите предложение.
На доске записаны предложения, в которых пропущены словарные слова.
На ветке _______________ сидят _______________, _______________ и _______________.
На стол _______________ положил _______________ и _______________.
(На ветке берёзы сидят сорока, ворона и воробей.
На стол учитель положил пенал и карандаш.)
Слова записаны на карточках.
— Какие словарные слова встретились в этих предложениях?
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Работа у доски.
— Соотнесите слова со звуковыми записями слов.
Запишите два любых слова. Рядом выполните его звуковую запись.
пальто [карова]
деревня [пал’то]
корова [д'эр'эвн'a]
7. Проверочный словарный диктант
Запись под диктовку слов. Обозначение в словах ударения. Подчёркивание букв, написание которых требует запоминания.
Учитель может выбрать один из вариантов словарного диктанта.
Вариант 1
Сорока, берёза, ворона, корова, деревня, воробей, работа, машина.
Вариант 2
Пенал, карандаш, учитель, пальто, работа, хорошо, берёза, деревня.
8. Домашнее задание
Выполнить задание в рабочей тетради на с. 39, упр. 32.
9. Подведение итогов урока
— Расскажите, как различить согласные звуки в слове. Приведите примеры согласных звуков.
10. Рефлексия
— Закончите предложения.
Сегодня я узнал...
Мне было интересно...
Мне было трудно...
Я почувствовал, что...
У меня получилось...