Поурочные разработки по русскому языку 1 класс
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов
ТИП УРОКА: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.
ЦЕЛИ УРОКА: провести наблюдения над соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и возможным несоответствием гласного звука и буквы в безударном слоге; обучать одному из способов проверки написания гласной буквы в безударном слоге; ознакомить с терминами и их значениями: проверочное слово, проверяемое слово; учить умению подбирать проверочное слово для обоснования написания гласной в безударном слоге.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся определять ударные и безударные гласные звуки в слове; научатся распознавать проверочные и проверяемые слова.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК; карточки со словами: «ряд», «слон», «стрелы», «врач», «сосны», «письма», «плечи», «лисы».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради.
Заслушивание ответов учащихся.
3. Актуализация знаний
Работа с текстом рубрики «Сведения о языке» (с. 66)
— Какое слово можно считать проверяемым? (Проверяемое слово — это слово, в котором надо проверять написание букв, обозначающих безударный гласный звук.)
Какое слово можно считать проверочным? (Проверочное слово — это слово, в котором проверяемая буква обозначает гласный звук.)
4. Целеполагание
— Тема нашего урока «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах».
Определите познавательную задачу урока. (Как обозначить буквой безударный гласный звук?)
Сегодня на уроке вы будете учиться определять безударный и ударный гласные звуки в слове, подбирать проверочные слова.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Работа по учебнику (с. 66, упр. 6)
— Прочитайте данные слова.
Прочитайте слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в первом слове, надо проверять. Подберите проверочные слова.
Комментированное письмо на доске.
Mocт — мосты, гриб — грибы, змеи — змея, поле — поля, волны — волна, травы — трава.
2. Первичная проверка понимания
Работа по учебнику (с. 66, упр. 7)
— Объясните, для чего необходимо подбирать проверочные слова?
Заслушиваются ответы учащихся.
— Запишите слова, подбирая к каждому проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук в словах стал ударным. (Глаз — глаза, столб — столбы, лист — листы, слон — слоны, врач — врачи.)
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Работа по учебнику (с. 67 упр. 8)
— Определите проверяемое и проверочное слова.
Устно составьте предложения с любым словом.
Выполнение задания по выбору.
— Спишите по выбору любые три пары слов, вставляя пропущенные буквы.
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
Игра «Найди пары слов»
Вариант 1. При использовании ПК тема «Ударные и безударные гласные. Упражнение. Игра «Найди пары слов».
Вариант 2. Фронтальная работа.
Условия игры: детям раздаются карточки со словами:
На доске записаны слова:
Cл...ны
P...ды
С...сна
Пл...чо
Стр...ла
Л...ca
П...сьмю
Вр...чи
Учащиеся, у которых на руках карточки с проверочными словами, выходят к доске, размещают карточку рядом с проверяемым словом, вставляют пропущенную букву.
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
— Прочитайте предложения.
Определите, какие буквы пропущены.
Спишите любое предложение, вставляя пропущенные буквы.
Разноцветные ш...ры взлетели высоко в небо.
У нас на кухне новая газовая пл...та.
Утром на тр...ве сверкает р...са.
7. Самостоятельная работа
Работа в тетради (с. 34, упр. 23.)
— Выберите пары слов: проверочное слово и проверяемое. Запишите слова парами. (Море — моря, волны — волна, число — числа, травы — трава, свечи — свеча.)
8. Домашнее задание
Выполнить задание в рабочей тетради на с. 34, упр. 24 (1, 2).
9. Подведение итогов урока
— Какое слово называют проверяемым?
Какое слово называют проверочным?
10. Рефлексия
— Продолжите предложения.
На уроке мы определили познавательную задачу ...
Мы выполняли задания ...
Я знаю, что ударный звук — это ...
Я знаю, что безударный звук — это ...
Я понял, что необходимо проверять в слове ...
Самое интересное задание ...