Поурочные разработки по русскому языку 1 класс
Слова с буквой э. Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
ЦЕЛИ УРОКА: ознакомить детей со словами с буквой э; показать, что словарь русского языка включает слова, заимствованные из других языков; развивать умение различать звук [э] и обозначать его на письме буквой э.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах, обозначать гласные звуки, познакомятся со словарём русского языка, который включает в себя слова, заимствованные из других языков.
ОБОРУДОВАНИЕ: школьный словарик иностранных слов; иллюстрация страуса эму.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполненного задания.
3. Актуализация знаний
Выборочный диктант.
— Послушайте рассказ.
Яша и Юля приехали в деревню. Дед Ерём встречал внуков на вокзале. Друг Эдик ждал мальчиков дома.
— Определите на слух количество предложений в тексте.
Прослушайте ещё раз текст. Выпишите имена детей.
Определите количество букв и звуков в каждом имени.
Подчеркните буквы, которые обозначают два звука.
Подчеркните имя, в котором количество букв и звуков совпадает.
На какую буквы начинается имя Эдик?
Вспомните имена, которые начинаются на эту же букву.
4. Целеполагание
— Сегодня на уроке мы продолжим работать над темой «Гласные звуки».
Уточните познавательную задачу урока. (Какие звуки называются гласными?)
На уроке вы будете учиться объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах, познакомитесь со словарём русского языка, который включает в себя слова, заимствованные из других языков.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
—Прочитайте слова.
Определите, какая общая буква в этих словах.
Экзамен, этаж, поэма, экран, эхо, эскалатор, экскурсия, карате, эльфы. (Буква э.)
Объясните значение этих слов.
Работа со словарём иностранных слов.
Работа с толковым словарём (учебник, с. 138-140).
Дополнительная информация для учителя.
Экзамен — проверка знаний, навыков по какому-нибудь учебному предмету, для получения какого-нибудь звания, для повышения квалификации.
Этаж — часть здания, помещения в которой находятся на одном уровне.
Поэма — поэтический жанр большого объёма, преимущественно лироэпический.
Экран — рама, затянутая какой-либо тканью.
Эхо — отражение звука от предметов, отзвук.
Эскалатор — наклонный конвейер в виде лестницы с непрерывно движущимися ступенями для перемещения людей.
Экскурсия — посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.
Каратэ — спортивная борьба, искусство защиты и нападения.
2. Первичная проверка понимания
Работа по учебнику (с. 62, упр. 10)
— Большинство слов, которые пишутся с буквой э — это слова иностранного происхождения, то есть пришли в русский язык из других языков.
Учащиеся под руководством учителя определяют, из какого языка какое слово пришло в русский язык.
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Задание по вариантам.
Работа по учебнику (с. 62, упр. 10, продолжение)
Вариант 1. Запишите в тетрадь слова, которые пришли в русский язык из французского, греческого и японского языков. Подчеркните букву э.
Вариант 2. Запишите в тетрадь слова, которые пришли в русский язык из латинского, английского и немецкого языков. Подчеркните букву э.
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
Работа по учебнику (с. 61, упр. 9)
— Прочитайте отрывок из сказки.
Определите, из какой сказки эти предложения.
О чём говорится в этом отрывке?
Как вы думаете, кто такие эльфы? (Эльфы — это духи природы в скандинавской мифологии, сказочные воздушные существа, обычно благожелательные к людям.)
Посчитайте количество предложений, из которых состоит этот отрывок сказки. (Два предложения.)
Вспомните, как Дюймовочка попала к эльфам. Расскажите. Прочитайте последнее задание.
Выполните это задание самостоятельно.
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Работа по индивидуальным карточкам.
— Прочитайте стихотворение. Подчеркните слова с буквой э. Выпишите из стихотворения имена детей.
Подал Эдик Эллочке
Эскимо в тарелочке,
А Эллине с Эммочкой
Эскимо на палочках.
Это эскимо тебе
Дарит лично буква э.
7. Самостоятельная работа
Работа в тетради (с. 32, упр. 19)
Способ проверки: фронтальный опрос.
— Кто такой эму?
Учитель демонстрирует иллюстрацию страуса эму.
Информация для учителя.
Страус Эму — это большая нелетающая австралийская птица. Это вторая по величине птица в мире, после африканского страуса, она достигает 1,5-2 метра в высоту и весит до 60 килограммов.
Эму отличные бегуны, на коротких дистанциях они развивают скорость до 50 км/ч. Однако обычно Эму ходят со скоростью 4-7 км/ч, покрывая за день 10-25 км.
Эму также неплохо плавают и способны переплывать реки попавшиеся им на пути. Вместо плавания Эму предпочитают просто плескаться в воде.
Основная пища эму — опавшие с деревьев плоды, ягоды и семена.
Дикие страусы Эму встречаются в Австралии довольно часто, подобно другим животным и птицам они нередко перебегают дорогу перед автомобилями.
8. Домашнее задание
Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (учебник, с. 62).
Выполнить письменно задания в рабочей тетради на с. 32, упр. 20.
9. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали о словах с буквой э?
Постарайтесь как можно больше подобрать слов с буквой э.
10. Рефлексия
— Продолжите предложения.
Сегодня на уроке я узнал...
Мне было интересно ...
Я встретил трудности ...
Мне удалось ...
Теперь я знаю ...