Поурочные разработки по русскому языку 1 класс
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
ЦЕЛИ УРОКА: познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности человека; ввести в активный словарь детей слова-термины: говорение, слушание, чтение, письмо.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов; приобретут опыт в различении устной и письменной речи.
ОБОРУДОВАНИЕ: на доске — кроссворд, картинки: «девочка поёт в микрофон», «зрители в зрительном зале», «дедушка читает газету», «учительница пишет на доске», карточки с названиями видов речи «слушание», «говорение», «чтение», «письмо», «речь про себя»; ПК, мультимедиа, экран, электронное приложение к учебнику.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль у тебя в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверил? Ну тогда садись!
И с усердием трудись!
Знакомство с учебником «Русский язык» (обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение)
Учитель читает обращения авторов к первоклассникам (с. 3)
— Как называется новый учебник? (Русский язык.)
С чем вас познакомит учебник? (С удивительным миром слов русского языка.)
Чему будет учить вас этот учебник? (Грамотно писать и правильно говорить на русском языке.)
2. Актуализация знаний
На доске кроссворд.
— Отгадайте загадки. Отгадки мы будем записывать в клетки кроссворда.
1. В белом поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много-много лет
Оставляет он свой след.
(Ручка.)
2. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел.)
3. Новый дом несу в руке,
Дверцы дома — на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Учебники.)
4. Без крыльев, а летит, без языка, а говорит. (Письмо.)
Ключевое слово: речь.
— Прочитайте ключевое слово. (Речь.)
Постарайтесь объяснить, для чего нужна речь? (С помощью речи человек понимает, что ему говорит другой человек.)
3. Целеполагание
Знакомство со шмуцтитулом1 (страничкой в учебнике, открывающей первый раздел курса русского языка) и его назначением в учебнике. Определение целевой установки изучения раздела «Что узнаем, чему научимся».
— Прочитайте название раздела. (Наша речь.)
Рассмотрите страничку. Подумайте, для чего нужна эта страничка? (Здесь записано то, что мы узнаем в этом разделе.)
Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Наша речь». (Узнаем, что такое речь и что такое язык. Порассуждаем, может ли быть речь без слов. Научимся различать письменную и устную речь.)
4. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Работа с учебником (с. 6)
Чтение названий темы «Язык и речь» и учебной познавательной задачи «Для чего нужна речь?»
— Что такое речь? (Речь — это способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом.)
Из чего состоит наша речь? (Из слов.)
Подумайте, а может ли быть речь без слов? (Нет.)
Постарайтесь определить, о ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают?
Рассмотрите рисунок на странице 6. Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам? (Нет.)
Почему? (Животные издают звуковые сигналы.)
2. Первичная проверка понимания
Работа с учебником (с. 6, упр. 1)
— Прочитайте высказывания Л. Успенского. Попробуйте определить главную мысль его слов. (Главная мысль заключается в том, что только человек обладает даром речи, способностью говорить и слушать, воспринимать речь, читать и писать.)
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Работа с учебником (с. 6, упр. 2) с опорой на схему и рисунки (с. 5).
— Прочитайте на странице 5 названия схемы и записей в ней. Выскажите своё мнение: к какому виду речи: слушанию, говорению, чтению или письму можно отнести каждый рисунок?
Попробуйте объяснить, что обозначают слова: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?
В каких случаях жизни человека осуществляется: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
На доске рисунки:
1. Девочка поёт в микрофон.
2. Зрители в зрительном зале.
3. Дедушка читает газету.
4. Учительница пишет на доске.
На доске таблички:
— Соотнесите виды речи, записанные на карточках с рисунками. Вспомните случаи, когда вы использовали такой вид речи, как речь про себя?
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
— На странице 6 прочитайте сведения о речи. (Слушание, говорение, чтение и письмо — это наша речь.) Постарайтесь сделать правильный вывод. (Речь есть один из главных способов общения людей друг с другом.)
6. Самостоятельная работа
Работа в тетради
Знакомство с рабочей тетрадью. Выполнение задания в рабочей тетради, упр. 1.
Работа с ПК
Проверка упражнения из рабочей тетради. «Виды речи»
— Какие виды речи иллюстрируют рисунки? Перенесите к рисунку нужную подпись.
Какие рисунки иллюстрируют несколько видов речи?
Предложите свой вариант, какими ещё рисунками можно было бы проиллюстрировать каждый из видов нашей речи?
7. Домашнее задание
Выучить текст в рубрике «Сведения о языке» (учебник, с. б).
8. Подведение итогов урока
— Подумайте, когда в жизни мы пользуемся речью? (Речь позволяет людям общаться друг с другом.)
Какой должна быть наша речь, чтобы мы могли общаться
между собой? (Наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.)
Какими видами речи мы пользуемся на уроке русского языка? (Говорение, слушание, чтение, письмо.)
Что можно отнести к говорению?
Что можно отнести к слушанию?
Что можно отнести к чтению?
Что можно отнести к письму?
Что же такое наша речь? (Слушание, говорение, чтение и письмо — это наша речь.)
9. Рефлексия
— Закончите предложения.
Запись на доске:
Сегодня я узнал...
Мне было интересно...
Я выполнял задания...
1 Шмуцтитул — отдельный лист, на котором указывается название или порядковый номер раздела, части, главы книги. В старинных книгах шмуцтитул служил для предохранения художественно выполненного титула от загрязнения (отсюда название). (Большой энциклопедический словарь.)