Все уроки русского языка 10 класс
Контрольная работа № 4. Диктант
Цели: проверить грамотность учащихся; продолжить совершенствование языковых умений и навыков; воспитывать уважение к материнской любви, способность к сопереживанию.
Оборудование: схемы из домашнего задания; «Кладовая подсказок».
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
1. Устное изложение материала по схемам
(Схемы учащихся выносятся на доску на перемене.)
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
♦ Любите ли вы разговаривать со своей мамой?
♦ Делитесь ли с ней своими мыслями, надеждами, секретами?
♦ Интересуетесь ли ее делами?
♦ Советуетесь ли с ней?
♦ Согласны ли вы с тем, что мама — всегда права?
♦ Что означает по-вашему «быть хорошей мамой»?
♦ Как вы понимаете выражения «относиться к кому-нибудь по-матерински»?
♦ Почему, обращаясь к природе или земле, люди часто говорят: «Мать-земля, Мать-природа»?
III. Постановка целей и задач урока
Учитель. Контрольный урок имеет своей целью проверку знаний. Ваша цель — как можно грамотнее написать текст диктанта, обдумав все встретившиеся орфограммы, пунктограммы и применив нужные правила.
IV. Контрольный диктант
СЛЕЗА МАТЕРИ
Маленькая ласточка не летала. Летом в доме вспыхнул пожар. Мать спасла ее, но раскаленный уголек обжег ей крылышко.
Однажды старая ласточка сказала:
— Дитятко, мы улетаем на юг. В кувшине я приготовила постельку. Когда проголодаешься, выберись наружу и поклюй чего-нибудь. Весной мы вернемся к тебе.
— Спасибо, матушка!
Потянулись ненастные дни. Промокшая астра склонилась над брошенным кувшином. Одинокая капля скатилась по ее лепестку.
— Ты откуда? — участливо спросила ласточка.
— Дальнюю дорогу проделала я от океана. Правду сказать, я слеза матери, выкатившаяся из глаза бедняжки, которая просила ветер передать своему птенчику, чтобы опасался черной кошки. Сердце старой ласточки разрывалось от горя. Когда ветер подхватил меня, я лишь услышала, что дочка живет в глиняном кувшине. Ах, я так устала.
Сердце больной ласточки забилось. Она приподнялась, приоткрыла клюв и бережно подхватила усталую слезу матери.
— Спасибо тебе, матушка! — прошептала она, зарылась в пух и уснула, согревшись, как будто мать укрыла ее своим крылом.
148 слов (По А. Каралийчеву)
V. Итог урока
♦ Какова тема текста?
♦ Какие стили использованы в тексте? Докажите это.
♦ Чему он может научить нас?
♦ Какой вывод по содержанию текста мы можем сделать?
VI. «На закуску»
♦ Прослушайте текст. Определите его жанр. Докажите, что это текст разговорного стиля.
МАМОЧКА!
Я плакал, читая ваше письмецо, заключавшее для меня такой огромный смысл, потому что и я призывал вас в пустыне. Меня охватил великий гнев на всех людей за их уход, за их молчание, и я звал свою маму. Вы — моя защита, мое прибежище, и я звал вас с эгоизмом ягненка.
Я выжил отчасти ради Консуэло (жены), но возвратился, мама, благодаря вам. Ведомо ли вам, такой слабенькой, что вы ангел-хранитель, исполненный благодати, которому молятся в одиночестве по ночам?
Антуан
(По тексту письма А. де Сент-Экзюпери к матери)
♦ Какие чувства вызвал у вас этот текст?
♦ Смогли бы вы выразить свои чувства в такой форме?
VII. Домашнее задание
(По желанию учащихся.)
Напишите письмо своей матери, в котором бы вы высказали все теплые чувства по отношению к самому родному человеку. Отдайте его маме.
Кладовая подсказок
Мамочка, матушка, родная, любимая, голубушка, дорогая моя, незабвенная.