Все уроки русского языка 10 класс
Особенности языковых средств публицистического стиля (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические
Цели: ознакомить учащихся со своеобразием языковых средств, лексики, эмоциональной окраски текстов публицистического стиля; в ходе работы с текстами публицистического стиля прививать навык анализа и составления текста такого стиля; воспитывать чувство стиля, на основе эмоциональной окраски публицистического стиля добиваясь вдохновенности речи.
Оборудование: вопросы к статье «Я радуюсь!» (на доске).
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
Выборочная проверка домашнего задания по уровням
(На усмотрение учителя.)
II. Актуализация опорных знаний
Лексическая работа
Учащиеся создают ассоциативный ряд (5 слов) к слову публицистический. Работа индивидуальная.
Затем учитель 2-3 варианта выносит на доску.
Публицистика — народ — газета — эмоциональность — воздействие.
♦ Опираясь на эти слова, расскажите о публицистическом стиле.
III. Постановка целей и задач урока
Учитель. Основной целью урока есть усвоение отличительных особенностей публицистического стиля, прослушав лекцию учителя, уметь на практике отметить их.
IV. Объяснение нового материала
Лекция учителя
(Учащиеся составляют план или тезисы лекции.)
— Публицистический стиль называют еще газетно-публицистическим, потому что публицистические произведения печатаются, прежде всего, в газетах. Этот стиль представлен также в журналах, адресованных массовому читателю.
Поскольку произведения публицистического характера адресованы широкому кругу читателей, главный критерий отбора в них языковых средств — общедоступность. В газетно-публицистическом стиле повествование всегда ведется от первого лица, что позволяет давать оценку происходящим фактам, событиям, приближает автора к читателям.
Лексика публицистического стиля отличается тематическим многообразием и стилистическим богатством. Здесь широко представлена общеупотребительная, нейтральная лексика и фразеология, а также книжная и разговорная лексика. Публицистический стиль открыт и для использования интернациональной политической лексики. Он мгновенно усваивает новые понятия и соответствующие слова и словосочетания, отражающие социальные и политические процессы в обществе. Особого внимания заслуживает использование в публицистическом стиле речевых стандартов, клише.
В газетах и журнальных статьях, в выступлениях на общественно-политические темы большое место занимает общественно-политическая лексика. Например: государство, демократия, референдум, реформа, депутат, мобилизовать, массы, активный. В публицистике широко используют слова и обороты, окрашенные эмоциями торжественности, сочувствия, иронии, негодования и т. п. Для усиления выразительности в лексике нередко используются устаревшие слова и формы (сыны Отчизны, преклонить колена, пращур).
Употребляются часто пословицы, поговорки.
На словообразовательном уровне отмечается большая, чем в других стилях, активность суффиксов иноязычного происхождения (социализм, утопизм, провокация, продукция, оккупация). Книжную окраску получают образованные с помощью иноязычных суффиксов прилагательные — биогенный, вулканогенный. Из иноязычных приставок часто используются анти-, де-, дез-: антикризисный, демаскировать, дезинформировать. Встречаются и авторские неологизмы.
С точки зрения морфологии обращает на себя внимание частое употребление отвлеченных и обобщенных языковых единиц. Здесь существительные в единственном числе обычно получают собирательное значение (читатель, пенсионер, избиратель). Из местоимений не употребительны я, мои; вместо них используются в обобщенном значении мы, наш. Для глагола отдано предпочтение форме настоящего времени. Часто используются междометия.
Синтаксис публицистических произведений отличается правильностью и четкостью построения предложений, их простотой и ясностью. Используются монологическая речь, диалог (например, в интервью), прямая речь. Применяются различные синтаксические приемы: необычный порядок слов (инверсия), риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения. В публицистическом стиле представлены все виды односоставных предложений. Важную стилеобразующую функцию несут своеобразные по синтаксическому оформлению заголовки, а также зачины текстов. Они выполняют, кроме прочих, рекламную функцию. Статьи с необычным заголовком сразу захочется прочитать.
♦ Зачитайте составленный план. Пользуясь им, кратко расскажите об особенностях публицистического стиля. (В работе принимает участие весь класс, дополняя ответы товарищей.)
V. Закрепление
1. Задание «Сообрази!»
(Тематика статей учителем оглашается позже.)
♦ Какой прием использовали авторы статей, давая такие заголовки:
«Первый блин комом» — газета «МК» — о футболе;
«Пес с ними» — газета «МК» — о собаках знаменитостей;
«На девочках поставили крест» — газета «МК» — о девочках, убежавших из монастыря;
«Свобода пуще неволи» — газета «МК» — сицилиец просится в тюрьму;
«Моя хата с краю?» — газета «Европа-Экспресс» — о пассивности граждан по отношению к экстремистам?
♦ Что использовали авторы для заголовков? (Пословицы, поговорки, фразеологизмы)
♦ Можно ли по таким названиям четко определить тему статьи? С какой целью их используют?
♦ Какой прием использовал автор статьи в заголовке «Пока не поГРИППённые» — газета «МК»? (Авторский неологизм).
2. Задание «Восстанови!»
(Слова на доске.)
♦ Восстановите по предложенной лексике тематику статьи, запишите слова в тетрадь, вставив при необходимости нужные буквы.
а) Энергия, технологии, эк..логический, (серо)водород, эк..автомобили, Ч(ч)..рное море, (водородо)добывающий, будущ..е, (экологически) чистые, (взрыво)опасность, пр..брежный, э(ф, фф)ективный.
б) Президентская к..мпания, тр..умфатор, програ(м, мм)а, социология, избиратель, о(п, пп)озиция, (премьер)министр, бе..пощадный, (К)конституция (У)украины.
в) Музыкальный лан..шафт, «Стари(н, нн)ые часы», «Вернисаж», (не)повторимые шоу, экспре(с, сс)ия, с..мф..нический оркестр, счас..ливый.
г) (Сильно)действующий, эп..демия, про(ф, фф)е(с, сс)ор, соед..нительная ткань, тазобедре(н, нн)ый, самочу..ствие, проф..лактика.
Ответы
а) Энергетика — (альтернативные виды топлива в Украине);
б) политика — (предвыборная кампания);
в) культура — (музыкальное обозрение);
г) медицина, здоровье.
3. Творческое задание
Составьте небольшой текст публицистического стиля на одну из предложенных тем, пользуясь записанной лексикой.
VI. Итог урока
Интерактивный приём «микрофон»
Продолжите фразу.
«Публицистика для меня...»
«Я хочу отметить следующие важнейшие особенности публицистического стиля...»
VII. Домашнее задание
1. Теория по учебнику.
2. Подобрать статьи на определенные темы, обозначить в них стилевые особенности, характерные для публицистики:
высокий уровень:
тема «Культура»;
достаточный уровень:
темы «Наука»; «Достижения»;
средний уровень:
темы «Здоровье»; «Спорт».
VIII. «На закуску»
♦ Прослушайте статью, жанр которой определен как оптимистический монолог.
(Для сильных классов — самостоятельно сделать стилистический анализ текста.)
Ответьте на вопросы.
♦ Какова цель автора?
♦ В чем подтекст данного монолога?
♦ Какие эмоции возникли у вас?
♦ Какие языковые средства использовал автор иронической статьи?
♦ В чем, по-вашему, заключен юмор?
Я РАДУЮСЬ!
Мне непонятен всеукраинский скулеж по поводу часто выдуманных трудностей и слепого невидения радостных событий, которые так и лезут в глаза. Вот несколько поводов для радости, зафиксированных моим чутким сердцем:
— Я радуюсь, что пенсионеры не бастуют!
— Я радуюсь, что стал вегетарианцем!
— Радуюсь, что, попробовав кильку в томате, найденную случайно в шкафу, понял, какую гадость мы ели, а сейчас, слава Богу, не едим!
— Радуюсь, что «белую смерть», именуемую сладким словом «сахар», дают по талонам. Дольше жить будем!
— Радуюсь, шаркая по асфальту подошвами, что не вижу тех «автомастодонтов», отравляющих единственное, что еще бесплатно можно потреблять,— воздух!
— Радуюсь, что обложили налогом домашних собачек, а не тараканов!
— Радуюсь, что сам выкопал картошку, опередив «помощников»!
— Я радуюсь, что продлеваю жизнь не цитрусовыми соками, а бесплатным нектаром радости, до предела заполнившим нашу жизнь, благодаря чему у меня бодро трепещет сердце, а в ушах звучит духовой оркестр.
Ну, как тут не радоваться!
(А. Стома. — Крымские известия. — 1994.)