Все уроки русского языка 10 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - О ПОСОБИИ
Разделы русского языка «стилистика» и «культура речи» впервые вводятся в программу как единственный материал для изучения в 10 классе. Если ранее учащиеся знакомились лишь с элементами этих тем, изучали отдельные особенности стилей, то в 10 классе начинается обобщение, закрепление и глубокое знакомство с функциональными особенностями, языковыми средствами, основными нормами каждого стиля в отдельности, их жанрами; показывается взаимопроникновение стилей. Поэтому в данном методическом пособии предлагается большой блок теоретических сведений в начале урока (он может служить дополнением к материалу учебника или заменить его в случае отсутствия такового); словарь терминов, с которым продолжается работа в течение всего года.
Стилистика — один из новых разделов языковедения. В связи с постоянными поисками рациональных решений сегодня многие аспекты стилистики не имеют точных границ, терминологии. Некоторые данные являются до сих пор спорными, в таком случае учителю предлагается в пособии несколько точек зрения, различные теоретические платформы. На уроках, по мнению автора разработок, следует показать вариативность подхода к отдельным языковым явлениям в рамках стилистики, диалектический взгляд на нее.
Предлагаемая разработка уроков русского языка в 10 классе сделана в точном соответствии с новой программой 12-летней школы «Русский язык. 5-12 классы» для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения и современными требованиями к поурочному планированию, к проведению контрольных работ.
В ней четко указана триединая цель, разработаны все уроки в зависимости от темы.
Данное пособие не привязано ни к одному учебнику, поэтому может использоваться учителем, работающим по любому школьному учебнику русского языка для 10 класса, рекомендованному Министерством образования и науки Украины.
Предваряет методическую разработку ориентировочное календарно-тематическое планирование на учебный год, в котором учитывается точное количество контрольных работ, используемые на уроках дидактические материалы социокультурной линии, повторение.
Разнообразные классические и современные тексты для анализа взяты из книг, журналов, газет с точным указанием источника и автора.
Особенностью этой методической разработки является четкая структура построения урока; авторские этапы («На закуску»), приемы («Кладовая подсказок»), использование инновационных технологий обучения (групповая и проектная работа). Через многообразие методических приемов, использованных в ходе урока, автор дает возможность учащимся определить степень собственного владения нормами письменной и устной речи.
Мотивацию обучения создает разнообразный творческий, юмористический материал, нестандартные задания. Они, при естественном воздействии на память, дают одновременно возможность учебной разгрузки школьника.
Работа с карточками, закрепляющими теоретические знания по стилистике на протяжении всего учебного года, помогает учащимся овладеть приемами самоконтроля и языковой дисциплины.
В пособии учитывается также различный уровень подготовки учащихся, поэтому домашнее задание дается разноуровневое.
Успеха вам в использовании этого методического пособия на уроках, дорогие коллеги!
Т. Г. Челышева, учитель-методист, г. Симферополь
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(35 часов в год, 1 час в неделю)
№ урока Дата |
Тема урока |
Цели урока |
Материал для повторения |
Тематика дидактического материала |
Оборудование |
I СЕМЕСТР |
|||||
1 |
Стилистика и культура речи как науки о языке. Предмет и задачи стилистики, ее связь с другими разделами науки о языке |
Познакомить учащихся с содержанием и разделам и аспектам и стилистики как науки; расширить языковой кругозор учащихся в процессе работы над темой; воспитывать взыскательное отношение к собственной речи и речи окружающих с учётом её стилистических особенностей |
Язык — духовная ценность «Алмазный язык» |
Заготовка таблицы «Лингвистика»; текст «Стремление к познанию мира» с «Кладовой подсказок » |
|
2 |
Практическая и функциональная стилистика |
Дать учащимся понятие о двух видах стилистики с учётом её разной направленности; учить диалектическому подходу к науке как таковой на примере динамики стилистики (различная классификация её разделов); показывая особенности стилей речи, воспитывать у учащихся строгое, взыскательное отношение к речевой практике |
Стили речи |
Язык — духовная ценность В мире слов. Загадки мира слов |
(РМ) таблица- приложение на каждую парту (РМ — раздаточный материал); две схемы «Стили речи» |
3 |
Основные понятия стилистики. Понятие о норме. Вариативность нормы, стилистическая ошибка (речевой недочет) |
Дать учащимся понятие о стилистической норме в русском языке, её строгой необходимости; учить распознаванию стилистических ошибок и вариантам их исправлений при работе с таблицей и выполнении заданий; пробуждать у учащихся стремление к соблюдению стилистических норм языка и веру в возможность его совершенствования |
Литературный язык, виды ошибок |
Язык — духовная ценность Культура речевого поведения |
(РМ) таблицы «Классификация стилистических ошибок»; схема «Литературный язык» |
4 |
Стилистическая окрашенность языковых средств (эмоциональноэкспрессивная и функционально-стилевая) |
В работе над материалами урока сделать акцент на важность эмоциональной и функциональной окраски слов; учить учащихся различать оттенки этой окраски в устной и письменной речи; воспитывать тонкое языковое чутьё |
Язык — духовная ценность Крылатые слова и выражения. Жизнь слова |
Словари толковые |
|
5 |
Предмет и задачи культуры речи. Нормативный, речевой и коммуникативный разделы культуры речи. Культура русской речи в Украине |
Ознакомить учащихся с предметом культуры речи, её задачами, коммуникативной функцией; учить владеть нормами культурной речи, высоким уровнем использования богатств языка; прививать навыки и умения культуры речи в практической работе; воспитывать уважительное отношение к требованиям культуры речи |
Язык — духовная ценность Культура речевого поведения. Русский речевой этикет |
Анкеты «Пятиминутка понимания»; карточки № 1 и № 2 для домашнего задания |
|
6 |
Функциональная стилистика как наука о стилях. Классификация стилей. Стилеобразующие факторы: внеязыковые и языковые. Стилистический анализ текста |
Расширить, углубить и обобщить знания учащихся по данной теме; прививать учащимся навык выделения общей для каждого функционального стиля задачи и развивать умение её грамотной реализации; учить стилистическому анализу текста; воспитывать внимание не только к языковым, но и к внеязыковым стилеобразующим факторам |
Орфография, пунктуация |
Язык — духовная ценность «Алмазный язык» |
Четыре комплекта карточек для письменной работы в классе |
7 |
Научный стиль: сферы применения, функции, стилевые черты |
Формировать познавательную, социальную, личностную компетентности учащихся в процессе изучения особенностей научного стиля; развивать мышление, расширять словарный запас учащихся, работая с научными текстами; воспитывать культуру речи при использовании научного стиля |
Наука Интересные факты |
Вопросы для письменного опроса; тексты «Кинетическая энергия»; карточки из каталога школьной библиотеки; опорные слова из «Кладовой подсказок » |
|
8 |
Особенности языковых средств научного стиля (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические) |
Расширить и конкретизировать знания учащихся об особенностях языковых средств научного стиля; продолжить формирование умений и навыков использования, анализа и составления текстов этого стиля с учётом особенностей языковых средств; воспитывать точность, логичность речи |
Наука Интересные факты. Язык — духовная ценность Загадки мира слов |
(РМ) карточки для актуализации опорных знаний; опорная таблица «Научный стиль» |
|
9 |
Основные нормы научного стиля |
Усвоение учащимися основных норм научного стиля; развитие навыков его использования на практике; воспитывать ответственность в оформлении текстов и речи научного стиля |
Орфография, пунктуация |
Наука Интересные факты. Язык — духовная ценность Культура речевого поведения. Образование и наука Проблемы молодежи |
Опорные слова для актуализации знаний; «Кладовая подсказок »; карточки для домашнего задания |
10 |
Реферат по нескольким источникам. Подготовка к контрольному диктанту |
Обновить в памяти учащихся правила работы над рефератом, нормы его оценивания; продолжить работу над грамотностью учащихся в плане подготовки к контрольному диктанту; обобщить однотипные правила, тренировать умение их применения; воспитывать у учеников самостоятельность, ответственность |
Реферат; ь в различныхx частях речи |
Наука Интересные факты. Язык — духовная ценность В мире слов |
(РМ) «Алгоритм работы над рефератом»; «Требования к оформлению реферата», «Критерии оценивания реферата» |
11 |
Контрольная работа № 1. Диктант |
Проверить грамотность учащихся; продолжить тренировку навыков грамотного письма; развивать внимание, самостоятельность и ответственность |
Склонение числительных |
Наука Интересные факты |
Толковый словарь |
12 |
Анализ контрольного диктанта. Редактирование научного текста |
Провести коррекцию знаний орфографии и пунктуации учащимися соответственно выявленным ошибкам; закреплять навык грамотного письма в различных видах тренировочных работ; воспитывать заинтересованность и самостоятельность в работе над собственной грамотностью |
Сложные предложения |
Наука Интересные факты |
(РМ) карточки для домашнего задания для всех учеников |
13 |
Публицистический стиль: сфера применения, функции, стилевые черты |
Углубить знание учащимися стилевых черт, области применения, функций публицистического стиля; развивать навык работы с публицистическими текстами; воспитывать гражданственность и уважение к социальной сфере жизни, стремление идти в ногу со временем |
Орфограммы «о — ё после шипящих»; правописание приставок на -з, -с, пре- и при- |
Культура Средства массовой информации. Человек и общество. Природа — национальное достояние Проблемы защиты окружающей среды |
(РМ) тексты и задания для самостоятельной работы; карточки для работы в парах; статья «Мещерская драма»; слова для творческой работы |
14 |
Особенности языковых средств публицистического стиля (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические) |
Ознакомить учащихся со своеобразием языковых средств, лексики, эмоциональной окраски текстов публицистического стиля; в ходе работы с текстами публицистического стиля прививать навык анализа и составления текста такого стиля; воспитывать чувство стиля, добиваясь вдохновенности речи на основе эмоциональной окраски публицистического стиля |
Орфография |
Культура Средства массовой информации. Человек и общество. Язык — духовная ценность Культура речевого поведения |
Вопросы к статье «Я радуюсь! » |
15 |
Контрольная работа № 2. Изложение с творческим заданием |
Познакомить учащихся с различными видами творческих заданий в изложении текстов; развивать навык написания изложения с творческим заданием; прививать культуру оформления творческих работ |
История и исторические личности Выдающиеся исторические личности |
Словарь (запись на доске). Опорные слова к тексту. План к изложению (при необходимости) |
|
16 |
Основные жанры, нормы публицистического стиля |
Познакомить учащихся с основными жанрами публицистического стиля; учить чёткому определению жанров при работе с текстом газет; воспитывать чувство стиля, жанра при анализе газетных образцов публицистики |
Культура Средства массовой информации. Язык — духовная ценность Культура речевого поведения |
(РМ) «Жанры публицистического стиля», «Виды стилистических ошибок»; газеты (любые) |
|
17 |
Контрольная работа № 3. Языковая тема |
Проверить теоретические знания, практические умения учащихся по стилистике; учить применению теоретических знаний на практике; воспитывать ответственность и самостоятельность в работе |
Культура. Искусство Выдающиеся деятели культуры. Музыканты. Язык — духовная ценность Крылатые слова и выражения. О значении и происхождении слов и выражений |
(РМ) Текст статьи; задания; «Состав портфолито»; «Паспорт проектной работы»; «Сетка консультационных дней» |
|
II СЕМЕСТР |
|||||
18 |
Анализ контрольной работы. Официальноделовой стиль: сфера применения, функции, стилевые черты |
Расширить знания учащихся по сфере применения, функциям официально-делового стиля, раскрыть его стилевые черты; работая с документами, прививать навык владения официально-деловым стилем; воспитывать собранность, ответственность в работе с документацией |
Виды деловых бумаг |
Образование и наука Школа и образование |
(РМ) Классификация документов; образцы деловых бумаг для работы в группах |
19 |
Особенности языковых средств официально-делового стиля |
Теоретически и практически дать возможность учащимся усвоить особенности языковых средств официально-делового стиля; развивать навык их использования в работе над различными видами деловых бумаг; воспитывать ответственность и точность в составлении официальных документов |
Язык — духовная ценность Мысли выдающихся людей. Украина и Россия — великие славянские державы Конституция — основной закон государства. Язык — духовная ценность Мастера русского художественного слова |
(РМ) Статьи Конституции Украины, текст для коррекции; запись вопроса-задания к работе со статьями Конституции на доске |
|
20 |
Основные нормы официально-делового стиля |
Дать учащимся обобщённое понятие о нормах официально-делового стиля и необходимости их выполнения; прививать навык их соблюдения в практической деятельности; воспитывать уважение к языковым нормативам, уделяя особое внимание этому вопросу в официально-деловых бумагах |
Человек Права человека. Конвенция о правах ребенка. Школа и образование. Язык — духовная ценность Культура речевого поведения |
(РМ) Статьи Конвенции о правах ребёнка, таблицы «Официально-деловой стиль» для заполнения и проверки; мини-тест; индивидуальные карточки; текст игры «На закуску» |
|
21 |
Деловые бумаги. Отчет о проделанной работе. Библиография |
В процессе работы дать и пояснить учащимся словарные статьи по теме; учить работать по образцу при составлении деловых бумаг; прививать навык соблюдения норм официально-деловой речи при написании отчёта; воспитывать ответственность за проделанную работу, культуру речи в отчёте по ней |
Культура Средства массовой информации. Человек и общество. Семья Культура семейных отношений |
Словарь; текст для перевода; образец оформления библиографических данных |
|
22 |
Разговорный стиль: сфера применения, функции, стилевые черты |
Познакомить учащихся более глубоко с разговорным стилем, сферой его применения, функциями и стилевыми чертами; прививать навык в рамках литературного языка пользоваться разговорным стилем; воспитывать культуру речи |
Н — нн в различных частях речи. Пунктуация (прямая речь, диалог) |
Язык — духовная ценность Мысли выдающихся людей. Мастера русского художественного слова |
Схемы оформления прямой речи и диалога |
23 |
Контрольная работа № 4. Диктант |
Проверить грамотность учащихся; продолжить совершенствование языковых умений и навыков; воспитывать уважение к материнской любви, способность к сопереживанию |
Не со всеми частями речи. Е — и в глаголах 1, 2 спряжений |
Семья Культура семейных отношений |
Схемы из домашнего задания; «Кладовая подсказок» |
24 |
Особенности языковых средств разговорного стиля |
Расширить знания учащихся о языковых средствах разговорного стиля; прививать навык его грамотного использования, соблюдая рамки стиля; воспитывать чувство самоконтроля по отношению к речи |
Язык — духовная ценность Культура речевого поведения. Мастера русского художественного слова |
(РМ) Отрывок из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» |
|
25 |
Основные произносительные нормы. Контрольная работа № 5. Аудирование |
Познакомить учащихся с произносительными нормами русского языка, сопоставляя их с украинскими; показать образец при чтении текста; учить соблюдению этих норм при работе с текстом для аудирования; воспитывать ответственность за звучание собственной речи |
Крылатые выражения |
Язык — духовная ценность Культура речевого поведения. Мастера русского художественного слова |
Таблица- приложение к уроку № 2 |
26 |
Типичные орфоэпические ошибки русской речи в Украине. Турнир |
Предупредить ошибки в речи учащихся при двуязычии в Украине; в игровой форме прививать навык правильного произношения слов; воспитывать культуру устной речи |
Язык — духовная ценность Культура речевого поведения |
Задания для турнира |
|
27 |
Стиль художественной литературы как особый функциональный стиль |
Раскрыть своеобразие стиля художественной литературы в практической работе с текстами; прививать навык самостоятельно анализировать его; воспитывать тонкое чутьё к особенностям этого функционального стиля, принципам построения его текстов |
Язык — духовная ценность Мастера русского художественного слова. Мысли выдающихся людей |
Эпиграфы к уроку; тексты стихотворений А. А. Ахматовой |
|
28 |
Сфера применения, функции, стилевые черты художественной литературы |
Познакомить учащихся со сферой применения стиля художественной литературы. Акцентировать внимание на его стилевых чертах, своеобразии текстов с созданием художественных образов; развивать умение определять средства художественной выразительности; обогащать словарный запас учащихся в процессе теоретической и практической работы; способствовать укреплению интереса учеников к художественному слову и развитию образного мышления |
Литературоведческие термины |
Язык — духовная ценность Мастера русского художественного слова |
Карточки №№ 1, 2, 3 для работы в парах |
29 |
Особенности языковых средств художественной литературы |
Отработать с учащимися в ходе практической работы навык применения языковых средств художественного стиля; научить создавать авторский выразительный художественный текст; вырабатывать навык взаимодействия в группе, умение помогать друг другу, проявлять взаимоуважение |
Язык — духовная ценность Мастера русского художественного слова |
Пейзаж, стихи А. А. Ахматовой с пропуском отдельных слов; текст-карточка; текст И. С. Тургенева |
|
30 |
Устное сочинение |
Продолжить развитие связной речи учащихся в ключе художественного стиля; развивать умение использовать различные художественные средства в соответствии с индивидуальностью автора с целью создания художественного образа; воспитывать образное мышление и тонкое чутьё образности |
Язык — духовная ценность Мастера русского художественного слова |
Темы сочинения; тезисы к защите сочинения |
|
31 |
Контрольная работа № 6. Сочинение |
Проверить знания учащихся в творческой деятельности; продолжить обучение работе с художественным стилем речи; воспитывать самостоятельность и ответственность, художественный вкус |
Язык — духовная ценность Мастера русского художественного слова |
Памятка, список жанров, сборник афоризмов |
|
32 |
Анализ контрольного сочинения. Стилевые вкрапления в художественный текст |
Показать учащимися неоднозначность понятия стиля, его пограничные возможности; учить находить вкрапления иных стилей в основной; воспитывать креативность учащихся |
Язык — духовная ценность Мастера русского художественного слова. Человек Человек и окружающий мир. Нравственные качества |
||
33 |
Контрольные работы №№ 7, 8. Чтение молча |
Проверить теоретические знания и практические навыки учащихся по стилистике; продолжить работу над совершенствованием знаний; воспитывать ответственность, способность к синтезу знаний |
Орфография |
Человек Моральные ценности. Нравственные качества |
(РМ) карточки с заданиями к контрольной работе (2-4 задания), таблицы (1 задание); тексты для чтения молча |
34 |
Защита творческих проектов |
Развивать креативность мышления учащихся в процессе овладения новыми формами работы в изучении стилистики языка; прививать навык коллективного творчества в работе над проектом. Добиваться его эффективности; воспитывать уважение к современным методам интеллектуального труда |
Наука. Культура. Общество Язык — духовная ценность Крылатые слова и выражения |
Критерии оценивания проекта |
|
35 |
Анализ контрольной работы |
Провести коррекцию ошибок, допущенных учащимися при выполнении контрольной работы, закрепив навык правильного варианта; прививать умение работать над своими ошибками с целью их недопущения в будущем; вспомнить о своеобразии трёх типов ошибок и особенностях работы над каждым из них; воспитывать старание, ответственность и самостоятельность в данном виде работы |
Язык — духовная ценность Сказки, их этнокультурное значение |