Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов
Синтаксис. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
Цели: показать связь синтаксиса и пунктуации в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях; разобрать соответствующие задания тестов ЕГЭ.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
II. Работа по группам
Разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.
III. Разбор заданий тестов ЕГЭ
1. Слово учителя.
Разберём практические задания, касающиеся постановки знаков препинания в сложном предложении. Такие задания помещены в тестах ЕГЭ под литерой «А». Начнем, с заданий на различение простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.
Примечание. Теоретические сведения по пунктуации в сложном предложении см. в уроке 3.
2. Выполнение заданий и комментарии учителя.
Задания
1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Луга пахли необъяснимо хорошо ( ) и жар горного солнца умерялся внезапными порывами ветерка со снежных вершин.
1) Сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом и нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Пустили новую линию метро ( ) и жителям района стало удобно добираться до центра.
1) Сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом и нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
Комментарии учителя
Пунктуация зависит, прежде всего, от синтаксического членения предложения. В каждом из примеров необходимо сначала найти грамматическую основу предложения и определить, простое оно или сложное, в сложном - отыскать границы составляющих его частей. Затем посмотреть, нет ли в предложении однородных членов, различных оборотов, вводных конструкций, обращений. Имеют значение цель высказывания и интонация - в зависимости от этого ставятся знаки в конце предложения, которые зачастую оказываются вне нашего внимания.
Важно помнить о различной роли союза и: он может соединять однородные члены, части сложносочиненного предложения, однородные придаточные в сложноподчиненном предложении.
Задания требуют выбора правильного объяснения пунктуации. Разберем наши примеры.
1-е задание.
Найдем грамматические основы: луга пахли, жар умерялся. Две основы - значит, предложение сложное. Из четырех предложенных вариантов осталось два (варианты с простыми предложениями сразу исключаем). В этом сложном предложении нет общего члена для обеих частей, значит, запятая нужна. Правильный ответ под цифрой 3.
2-е задание.
Найдем грамматические основы: пустили (неопределенно-личное предложение), стало удобно добираться (безличное предложение). Значит, предложение сложное. Из четырех предложенных вариантов осталось два. В этом сложном предложении нет общего члена для обеих частей, значит, запятая нужна. Правильный ответ тоже под цифрой 3.
Очень важно не пропустить случай, когда подобные предложения имеют общий член: одно слово меняет ситуацию. Например:
В полдень луга пахли необъяснимо хорошо и жар горного солнца умерялся внезапными порывами ветерка со снежных вершин.
Общее для обеих частей предложения обстоятельство в полдень отменяет запятую между его частями.
Общим может быть дополнение:
Крылья у гуся были растопырены и клюв был раскрыт.
Это правило действует и при наличии вводного слова:
Казалось, дождь не прекратится и тучи не рассеются.
В случаях с разными видами связи союз и может соединять предложения, зависящие от одного или относящиеся одновременно к одному предложению, причем независимо от его места:
Он был рад, что весело провел время и что все довольны.
Звезды бледнели и небо светлело, когда мы подошли к реке. Вечером здесь было неуютно: фонари светили тускло и улицы были пустынны.
В первом примере союз и соединяет однородные придаточные в сложноподчиненном предложении. Во втором - придаточное подчиняется обеим частям сложносочиненного предложения. В третьем - обе части сложносочиненного предложения поясняют первое предложение, связанное с ними бессоюзной связью. Во всех этих случаях запятая не нужна.
Может пригодиться такой редкий случай: запятая не ставится между частями сложносочиненного предложения, если они вопросительные:
Кто виноват и что делать? Кто вы такой и что вам угодно?
А сейчас займемся заданиями, для выполнения которых необходимо разбираться в знаках препинания в сложноподчиненном предложении.
Задания
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Дочь Фамусова Софья (1) влюблена в Молчалина (2) все достоинства (3) которого (4) сводятся к «умеренности и аккуратности».
1) 1, 3;
2) 2;
3) 2, 4;
4) 1, 2, 4.
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
«Барство дикое» (1) несовместимо со свободой (2) гимн (3) которой (4) прозвучал уже в ранних стихах Пушкина.
1) 1, 3;
2) 2;
3) 3;
4) 2, 4.
Комментарии учителя
Эти задания построены аналогично уже разобранным нами, но содержание их другое: знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Как обычно, первым делом находим грамматические основы, затем определяем границы предложения, средства связи.
Это союзы, союзные слова, а также одна частица, забывать о которой не следует.
Обратим внимание на последнее предложение. (Напишем его на доске.)
- Во-первых, что это за частица? (ли) Во-вторых, объясните знаки препинания в этом предложении.
В предложении есть сочинительная и подчинительная связь. Запятые ставятся между однородными членами, перед сочинительными союзами а также, перед придаточным предложением с союзным словом о которой.
Предложение 3-го задания аналогично только что разобранному в отношении средства связи и его места.
Вызывает некоторое сомнение запятая под № 1: смущает интонационная пауза. Однако для постановки знака нужны более веские основания. Предположим, что приложение Софья обособляется:
знак стоит после слова. Тогда где запятая перед словом? Очевидно, что знак № 1 не нужен.
Грамматические основы: Дочь Фамусова Софья влюблена и достоинства сводятся. Границы придаточного определим по цепочке вопросов: достоинства (какие?) все, достоинства (кого? чьи?) которого; сводятся (к чему?) к «умеренности и аккуратности».) Средство связи - союзное слово (относительное местоимение) которого (подразумевается -Молчалина). Следовательно, нужна всего одна запятая. Правильный ответ - 2:
Дочь Фамусова Софья влюблена в Молчалина, все достоинства которого сводятся к «умеренности и аккуратности».
Обратим внимание на цитирование: в тексте Грибоедова эти существительные стоят в именительном падеже - «умеренность и аккуратность». Допустимо изменять цитату, согласовав ее с другими членами предложения.
4-е задание.
Предложение аналогично предыдущему, даже интонационная пауза есть в начале предложения. Только объясняется она другим - цитированием. Оснований для запятой здесь нет. Грамматические основы: «барство дикое» несовместимо и гимн прозвучал. Союзное слово (относительное местоимение) который является дополнением, заменяющим слово свободе. Следовательно, правильный ответ тоже 2.
Для внимательного человека приготовлен сюрприз - подсказка в самой формулировке вопроса: он построен так же, как и предложения для анализа. В вопросе все знаки стоят правильно, так что достаточно сопоставить формулировку задания и предложение, и мы получим правильный ответ.
Повторим случаи с другими видами придаточных предложений. Остановимся на частице ли, роль которой часто не замечают. (Предыдущее предложение - пример, аналогичный только что разобранным.)
Пример с частицей ли:
Я не понял, хотел ли он меня обидеть или слово вырвалось у него случайно.
Аккуратнее надо быть с границами придаточных предложений: часто они находятся внутри главных:
Дом, где я живу, находится в глубине квартала.
Домашнее задание
Из Р-1: упр. 244, 247.
Из Р-2: упр. 407, 410.
Подготовить вопросы по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.