Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов
Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение
Цели: обобщить и углубить знания по темам «Словосочетание» и «Простое предложение»; разбирать задания тестов ЕГЭ.
Ход урока
I. Анализ изложений
II. Работа по группам
Разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.
III. Обобщение и углубление знаний по теме «Словосочетание»
1. Слово учителя.
Переходим к разделу языкознания, который вы подробно изучали в 8 и 9 классах, - к синтаксису. Синтаксис изучает строение и значение синтаксических единиц - словосочетаний и предложений. С синтаксисом тесно связана пунктуация - система правил знаков препинания, помогающая устанавливать связи и отношения между синтаксическими единицами, между словами в предложении. Начнем с обобщения изученного о словосочетании.
2. Беседа.
- Что называется словосочетанием?
- Каковы основные признаки словосочетания?
- На какие общие типы делятся словосочетания по их морфологическим свойствам?
- Назовите способы связи в словосочетаниях, приведите примеры.
- Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых слов в каждом типе связи?
Ответы:
Словосочетания - синтаксические единицы, из которых строится предложение. Словосочетанием называется непредикативная синтаксическая единица, состоящая из двух или более самостоятельных слов, соединенных на основе подчинительной связи; это наименьший контекст, в котором проявляется лексическое значение слова и его грамматические свойства.
Основные признаки словосочетания:
1) Словосочетание могут составить только самостоятельные части речи. Так, в течение часа не является словосочетанием, это существительное с составным производным предлогом в течение, а предлог - служебная часть речи.
2) Одно из составляющих слов зависит от другого. Например, осенью и зимой - два независимых слова, соединенных сочинительной связью, а не словосочетание.
3) Словосочетание имеет систему форм, образованную формами главного слова, а значит, и начальную форму. Утверждение верно не является словосочетанием, это основа предложения, подлежащее и сказуемое.
По морфологической принадлежности словосочетания делятся на именные (главное слово - имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение), глагольные (главное слово - глагол или его формы) и наречные (главное слово - наречие).
Способы (вид) связи в словосочетаниях:
1) согласование - зависимое слово согласуется с главным, то есть ставится в ту же форму, что и главное (зависимое слово, информационных носителей, одиннадцатый класс);
2) управление - главное слово управляет зависимым, требует от него определенной формы (выбрать вариант, анализ текста, роман в стихах);
3) примыкание - зависимое слово примыкает к главному, связывается с ним только по смыслу (хорошо подготовлен; пытаться научить; дотянулся, привстав).
В качестве зависимых слов при согласовании могут употребляться имена прилагательные, имена числительные, местоимения, причастия; при управлении - имена существительные, имена прилагательные и причастия в роли существительных, имена числительные, местоимения; при примыкании - наречия, деепричастия и неопределенная форма глагола.
IV. Выполнение заданий и комментарии учителя
Задания
1. Выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование из предложения
Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек в большом городе.
2. Выпишите словосочетание со связью примыкание из предложения
Недавно кто-то - не помню кто - сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.
Комментарии учителя
Эти задания относятся к блоку под литерой «В». Ответы надо записывать в виде ряда слов или цифр.
В предложении 1-го задания только одно словосочетание с согласованием - в большом городе. Переписывая ответ в бланк, допустимо опустить предлог: большом городе, то есть засчитываются оба варианта ответа.
В предложении 2-го задания только одно словосочетание с примыканием - недавно сказал. Сложность в том, что члены словосочетания «разбиты» вставной конструкцией не помню кто, но она не влияет на связь глагола с наречием. Запишем найденное словосочетание в бланк ответов.
Выполним еще два подобных задания, но с другой формулировкой.
3. Выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование из предложения
Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
4. Назовите тип связи, который используется в словосочетании поэзия Пушкина в предложении
Поэзия Пушкина мудра.
Комментарии учителя
Потренируемся: выпишем из предложения 3-го задания все словосочетания и определим способы связи. Напомним: подлежащее и сказуемое (я повел и подумал; я был бы счастлив; мама была бы) не являются словосочетаниями - это грамматические основы! Однородные члены предложения также не являются словосочетанием (повел и подумал).
Формулировка этого задания уточняет: выпишите подчинительное словосочетание. Это уточнение необходимо, потому что между словами в предложении может существовать сочинительная и подчинительная связь, а значит, два типа словосочетаний: подчинительные и сочинительные, к которым относятся однородные члены предложения. Мы рассматриваем только подчинительную связь.
Повел (как?) осторожно - примыкание; повел (кого?) ее - управление; повел (куда?) домой - примыкание; счастлив (как?) как - примыкание; мама (какая?) такая - согласование; была бы (у кого?) у меня - управление.
Итак, в этом предложении только одно словосочетание с согласованием - такая мама. Запишем найденное словосочетание в бланк ответов: такая мама.
Что касается 4-го задания, то в данном предложении всего одно словосочетание. Задание обратно предыдущим: надо определить тип связи. Если есть сомнения, можно действовать методом исключения: это явно не примыкание, потому что существительное Пушкина зависит от существительного поэзия; это не согласование, потому что существительные стоят в разных формах. Значит, это управление: в качестве зависимого слова выступает имя существительное, главное слово управляет зависимым: поэзия (кого?) Пушкина. В бланк ответов надо записать: управление.
Обратим внимание на один сложный случай определения типа связи в словосочетаниях. Речь идет о количественных числительных: все они, кроме один, в именительном и винительном падежах управляют существительными: два дерева, четыре тарелки, одиннадцать рублей, то есть способ связи в данном случае - управление; в остальных падежах - согласуются с ними: у двух деревьев, с четырьмя тарелками, об одиннадцати рублях, способ связи - согласование.
V. Обобщение и углубление знаний по теме «Простое предложение»
1. Беседа.
- Что называется предложением?
Ответ:
Предложение - основная единица синтаксиса, наименьшая единица общения. Предложение - слово или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба).
- Что называется простым предложением?
(Простое предложение - предложение с одной грамматической основой.)
- Какие виды односоставных предложений вы помните? Приведите примеры.
Ответ:
- Назывные (есть только подлежащее):
Скучная картина! (А. Плещеев) Раннее утро.
- Определенно-личные (подразумевается определенное сказуемое, можно определить «личность»):
Смотрю на тебя и удивляюсь. (Я.) Иди скорей сюда! (Ты.)
- Неопределенно-личные (можно установить несколько сказуемых; точно «личность» не определить, да и не нужно в подобной речевой ситуации):
Что мне поставят за сочинение? Наконец объявили наш рейс.
- Безличные (нет и не может быть подлежащего):
Смеркалось. Веет прохладой. Легко на сердце от песни веселой! Быть тебе генералом!
- Как выражаются глаголы-сказуемые в односоставных предложениях с одним главным членом - сказуемым?
Ответ:
В определенно-личных предложениях глагол-сказуемое стоит в формах 1-го или 2-го лица.
В неопределенно-личных предложениях глагол-сказуемое выражается формами 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени.
Сказуемое в безличных предложениях чаще всего выражается безличными глаголами (Похолодало. Меня знобит.), а также личными глаголами в безличном употреблении (в безличной форме) (Листья несло по ветру. Осенью рано темнеет.). Иногда в роли сказуемых выступают глаголы в неопределенной форме, наречия на -о (-е).
2. Слово учителя.
Задания ЕГЭ могут предложить определить вид сказуемого. Повторим эти виды.
Сказуемое может быть простым и составным:
1) Простое (лексическое и грамматическое значения выражены одним словом):
На сливанье все мёд пьют. (И. Бунин) Мы будем стараться. (Сложное будущее время = «постараемся».) Он тянет одеяло на себя. (Неделимое сказуемое - фразеологизм.)
2) Составное:
а) глагольное (связка выражает грамматическое значение, инфинитив - лексическое):
На темном небе начинали мигать звезды. (М. Лермонтов) Мы должны сдавать экзамены в июне;
б) именное (связка выражает грамматическое значение, именная часть - лексическое):
Дни стоят синеватые, пасмурные. (И. Бунин); В шеренге он стоял вторым. Победа будет наша. Наряд ей к лицу. Жизнь казалась сказкой.
Домашнее задание
Из Р-1: упр. 211, 214, 215.
Из Р-2: упр. 340-343.
Подготовить вопросы по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.