Морфология. Морфологические характеристики частей речи. Разбор заданий ЕГЭ

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Морфология. Морфологические характеристики частей речи. Разбор заданий ЕГЭ

Цели: повторить сложные вопросы морфологии: морфологические характеристики, различение частей речи; разбирать задания тестов ЕГЭ.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Взаимопроверка упражнений, выборочный разбор заданий.


II. Работа по группам

Разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису


III. Выполнение заданий и комментарии учителя

Выполним задания тестов ЕГЭ, которые касаются определения частей речи, их морфологических характеристик.

Задания

1. Выпишите частицу из предложения

Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор?

Комментарии учителя

Это задание нетрудное, если помнить, что частица - это служебная часть речи (а значит, не является членом предложения), которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова. Только два слова в этом предложении не являются членами предложения: ли и что. Какое же из них частица? Что - в данном случае подчинительный союз: он связывает части сложного предложения. Слово ли выражает вопрос, вносит оттенок разговорности. Следовательно, ли - частица. Правильный ответ требуется записать словом: ли.

2. Укажите правильную морфологическую характеристику слова которой из предложения

Трудно представить себе, как существовало бы современное общество без бумаги, на которой печатаются книги и газеты, плакаты и обои, наконец, денежные знаки.

1) относительное местоимение;

2) подчинительный союз;

3) порядковое числительное;

4) прилагательное.

Комментарии учителя

Это обратное задание: слово определено, надо выбрать из четырех вариантов его верную морфологическую характеристику, определить слово как часть речи.

Рассуждаем так.

Слово которой явно не числительное (не обозначает количества и порядка предметов) и не прилагательное (не обозначает признака предмета). Это слово связывает части сложного предложения. Может быть, это союз? Но союз не является членом предложения, а данное слово - член предложения: связано со сказуемым, к нему можно поставить вопрос (печатаются на чём? на которой), его можно легко заменить существительным из первой части предложения для прояснения смысла (на бумаге). Значит, это относительное местоимение. То есть ответ - 2.

А теперь выполним задание, сформулированное по-другому.

3. Выпишите из предложения существительные среднего рода, употребив их в начальной форме.

Что давало для каждого народа обращение к его собственному национальному прошлому?

Комментарии учителя

Прежде всего, найдем все существительные, поставим их в начальную форму: народ, обращение, прошлое. Сомнение вызывает только слово прошлое. Существительное ли это? Для ответа на вопрос необходимо рассмотреть слово в контексте, определить его синтаксическую роль.

Слово прошлое в данном предложении не означает признака предмета, отвечает на вопрос к чему? (обращение к чему? к прошлому), то есть является дополнением. Вывод: прилагательное прошлое перешло в разряд существительных, подобно словам столовая, гостиная, учёный. Это существительное среднего рода, как и слово обращение.

Правильный ответ запишем словами: обращение, прошлое.

Задание по морфологии может быть сформулировано и так:

4. Какой частью речи является слово чем в предложении?

100-150 миллионов лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни.

1) местоимением;

2) союзом;

3) наречием;

4) частицей.

Комментарии учителя

Слово чем не является членом предложения, это служебная часть речи, присоединяет сравнительный оборот, следовательно, это союз. Правильный ответ под цифрой 2, надо записать его словом: союз.

Ещё одна возможная формулировка задания такова (выполним самостоятельно):

5. В каком предложении есть причастие?

A. Кремлёвские стены с двух сторон были окружены водами Москвы-реки и Неглинки, а с третьей - рвом глубиной в несколько метров.

Б. Ворота нуждались в дополнительной защите, поэтому перед ними соорудили подъемные мосты.

B. Шесть башен Кремля были проездными, с воротами, к которым вели деревянные настилы.

Г. С помощью рычагов ближайшую к башне часть моста поднимали на цепях вверх, закрывая ею ворота.

1) А;

2) Б;

3) В;

4) Г.

Комментарии учителя

Вспомним, что причастие - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? То есть причастие включает признаки глагола и прилагательного. Роднит причастие с прилагательным и возможность образования краткой формы, которая в предложении служит именной частью составного именного сказуемого (подчеркнем сказуемые).

Находим правильный ответ под цифрой 1 (предложение А). Обычно приходят в голову самые очевидные вещи, в данном случае глаза ищут полное причастие, а окружены - краткое причастие; в этом заключается некоторая сложность задания.

В бланк ответов запишем цифру 1.

И еще два задания для самостоятельного выполнения:

6. Укажите правильную морфологическую характеристику слова преобразована из предложения

Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму.

1) действительное причастие;

2) страдательное причастие;

3) краткое прилагательное;

4) деепричастие совершенного вида.

Комментарии учителя

Преобразована - страдательное причастие в краткой форме (полная форма - преобразованный). Об этом говорят морфологические признаки: в предложении является частью составного именного сказуемого, можно задать вопрос (преобразована кем?), имеет суффикс

Правильный ответ под цифрой 2, запишем ее в бланк ответов.

Сравним краткие прилагательные с краткими страдательными причастиями:

Ночью все кошки серы (серы - краткое прилагательное; полная форма - серый; означает признак предмета). Почтенный замок был построен, как замки строиться должны (построен - краткое причастие; полная форма - построенный; означает признак предмета по действию: тот, который построили).

7. Из предложений 1-2 выпишите наречие

1. - Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - не взыщите с меня, со старой. 2. Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад.

Комментарии учителя

Для тренировки определим части речи всех слов предложений.

Дорогой, старой - прилагательные; мой, меня, мне - местоимения; сказала, взыщите, хочется, вспомнить, посмотреть - глаголы; прошлое (прилагательное, перешедшее в разряд существительных), сад - имена существительные; не - частица; с, со - предлоги; напоследок - наречие (посмотреть когда? напоследок, неизменяемое).

В бланк ответов заносим: напоследок.


Домашнее задание

Из Р-2: повторить § 29-59; упр. 354, 357.

Подготовить вопросы по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.






Для любых предложений по сайту: [email protected]