Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Готовимся к ЕГЭ - Урок 9 - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: систематизировать и обобщить изученный материал по теме “Простое предложение”; закрепить умение работать по тестам.
Ход урока
I. Тест “Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь”
Вариант 1
1. Укажите неверное утверждение.
а) прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени;
б) диалог оформляется без использования кавычек;
в) стихотворный текст цитируется только с использованием кавычек;
г) слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.
2. Найдите предложения с прямой речью (знаки препинания при прямой речи не расставлены).
а) Что с вами приключилось, малыши?
б) Стой, братцы, стой, кричит Мартышка.
в) В. Г. Белинский писал о том, что стих Пушкина благороден, изящно прост...
г) Учитель спросил ребят, кто из них дежурит.
д) Сегодня, спросил он, начинается олимпиада?
3. Укажите предложения с косвенной речью.
а) Я спросил товарища, решил ли он задачу.
б) Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.
в) “Скоро мост, — предупредил он, — а там и деревня”.
г) Дежурный сообщил об отсутствующих.
д) По словам Ф. Достоевского, любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.
4. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.
а) Пугачев сказал Гриневу, что ты крепко передо мной виноват.
б) Врач спросил, какая у меня температура.
в) Царь говорит Кирибеевичу, что его горю постарается помочь.
г) Городничий сообщает чиновникам, что он пригласил их, чтобы сообщить им пренеприятное известие.
д) Болельщики кричали: “Чтобы ребята не падали духом”.
5. Укажите верное оформление предложений с прямой речью.
а) “Ну и дождь!” — воскликнул агроном.
б) “Что с тобой происходит?” — все время спрашивали меня.
в) “Погоди, капитан,” — сказал Дерсу.
г) “Отпусти меня погулять”. — Просил Саша.
д) “Что делать, — спросил Сергей? — Идти дальше?”.
6. Найдите неправильный способ цитирования.
а) А. Твардовский говорил: “Кроме смеха гневного, саркастического и непрощающего — есть еще смех радости...”.
б) А. Твардовский говорил, кроме смеха гневного, саркастического и непрощающего, есть еще смех радости.
в) А. Твардовский говорил, что “кроме смеха гневного — есть еще смех радости”.
г) А. Твардовский говорил, что смех может быть не только “гневным, саркастическим и непрощающим”, есть еще “смех радости”.
Вариант 2
1. Укажите неверное утверждение.
а) прямая речь — это точная передача чужих слов;
б) предложения с косвенной речью передают только содержание чужой речи;
в) при цитировании всегда используются кавычки;
г) при цитировании отдельных слов можно менять их форму.
2. Найдите предложения с прямой речью (знаки препинания при прямой речи не расставлены).
а) Незнакомец поинтересовался, в каком направлении ему идти.
б) Дети, ведите себя, пожалуйста, тихо!
в) Чай, уморился, голубчик мой, проговорила бабушка.
г) Теперь, подумал я, тропинка куда-нибудь приведет.
д) По мнению многих, Байкал — самое красивое озеро в мире.
3. Укажите предложения с косвенной речью.
а) Когда же мы виделись с тобой, спросил Ваня.
б) Мы спросили встречных, куда они едут.
в) Кто-то спросил меня о повестке собрания.
г) Здравствуйте, позовите к телефону Лену.
д) Тренер мне посоветовал, чтобы я глубже дышал.
4. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.
а) Сокол отвечает Ужу, что я знаю счастье, я храбро бился.
б) Учительница спросила нас, были ли мы на выставке керамики.
в) Отец спросил меня, какой фильм понравился мне больше всего.
г) Я спросил друга, решил ли ты эту задачу.
д) Художник А. Дейнека говорил, что он любит спорт.
5. Укажите верное оформление предложений с прямой речью.
а) “Где твой дневник”? — спросила мать.
б) Я спросил у Оли — “Как идут твои дела”.
в) “Вот твой новый учитель”, — сказал отец.
г) Андрей выступил вперед: “Я поеду!”.
д) “Что за чудный пес!” — ликовал я.
6. Найдите неправильный способ цитирования.
а) Н. Гоголь писал: “В “Ревизоре” я решил собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”.
б) В своей гениальной комедии “Ревизор” Гоголь, по его словам, “решил собрать в одну кучу все дурное в России” и “за одним разом посмеяться над всем”.
в) В своей комедии “Ревизор” Гоголь “решил собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости и посмеяться над всем”.
г) По словам Гоголя, он в своей комедии “Ревизор” “решил собрать в одну кучу все дурное в России”, “все несправедливости... и за одним разом посмеяться над всем”.
II. Итог урока
Проверка тестов.
Домашнее задание
Найдите и запишите в тетрадь примеры предложений:
1) с сочетанием знаков препинания;
2) с авторскими знаками.