Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: повторить виды бессоюзного сложного предложения; закрепить навыки постановки знаков препинания в нем.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

1. Поставьте числительные, помещенные в скобках, в нужном падеже.

Около (400) экземпляров, из (250) книг, к (500) ученикам, с (300) участниками.

2. Определите, от каких частей речи образовались следующие слова.

Неплохо, почемучка, давным-давно, кое-как, повсюду, неудачно, доныне.

3. Придумайте предложения со следующими вводными словами.

Наверное, по всей вероятности, по-видимому, видно, знать. Есть ли между этими словами стилистические различия?

II. Проверка домашнего задания

Заслушивается ответ по теме “Сложноподчиненное предложение с одним и несколькими придаточными”.

III. Работа по теме урока

1. Анализ предложений.

1. Она с радостью переносила боль: только бы спасти своих милых братцев.

2. Море вдали уже покрылось багрянцем, навстречу солнцу поднималось розовато-дымчатое облако мягких очертаний.

3. В саду уже пробились светло-зеленые иглы молодой травы, на яблонях набухли и лопались почки, всюду было много птиц; веселый звон, свежий пахучий воздух приятно кружили голову.

4. Береза в лесу без вершины - хозяйка без мужа в дому.

5. На другой день проснулся: уже дед ходит по баштану как ни в чем не бывало и прикрывает лопухом арбузы.

2. Работа с учебником.

Задание: прочитать § 98, составить таблицу “Пунктуация в бессоюзном сложном предложении (БСТ)”.

Таблица 36

Пунктуация в бессоюзном сложном предложении

Значение

Можно вставить

1. Запятая: перечисление фактов

И

2. Точка с запятой: то же, но предложения отдалены по смыслу или внутри частей уже есть знаки препинания

И

3. Двоеточие:


1) причина;

Потому что

2) пояснение;

А именно, как-то

3) дополнение

Что

4. Тире:


1) противопоставление;

А, но

2) условие;

Если

3) время;

Когда

4) вывод, следствие;

Поэтому, следовательно

5) сравнение;

Как, словно

6) быстрая смена явлений


IV. Закрепление

Упражнения 487, 488, 490, 492 выполняются устно. Учащиеся комментируют постановку знаков препинания. Упражнения 489 — письменно, с последующей проверкой (расставить знаки препинания, составить схемы предложений 3, 6 и произвести их синтаксический разбор).

V. Итог урока

Домашнее задание

1. § 98.

2. Упражнение 497 или 493 (по выбору).






Для любых предложений по сайту: [email protected]