Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Готовимся к ЕГЭ - Урок 8 - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Цель: проверка полученных знаний.
Ход урока
I. Выполнение контрольной работы
Задание 1.
1. Найдите словосочетания с типом связи “согласование”.
а) совершенно неясно;
б) нелепая ситуация;
в) проезд закрыт;
г) временно не везет;
д) временные неудачи.
2. Найдите словосочетания с типом связи “управление”.
а) аргументированный ответ;
б) объяснить решение;
в) промежуточный контроль;
г) остаться наедине;
д) отметить на карте.
3. Укажите предложение, в котором правильно выделена грамматическая основа.
а) О нем, собственно, никто и не мог еще знать правды.
б) Мне захотелось заставить вас рассказать что-нибудь.
в) В тайге темнеет рано.
г) Сынок, уезжаешь ни с чем?
д) У него была своя история.
4. Найдите прямые дополнения.
а) Улыбался всем подряд.
б) Видел в жизни многое.
в) Не смотрись так часто в зеркало.
г) Не застанешь друзей.
д) Разглядываешь старые карты Америки. .
5. Укажите пример с несогласованным определением.
а) старшие товарищи;
б) под прочной крышей;
в) в течение многих лет;
г) брат двумя годами старше;
д) не дождавшись отправления.
6. Укажите приложения, которые пишутся через дефис.
а) сорока (воровка);
б) тетя (Вера);
в) гриб (дождевик);
г) ветер (сеятель);
д) дом (музей).
Задание 2. Определите количество знаков препинания, выполните пунктуационный разбор предложений.
1. Еще веселее показалась обсаженная березами омытая дождем дорога мутные потоки стремились по склонам многоцветная радуга висела над лугом яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей.
2. Яркие полосы солнечных лучей пробившись сквозь кроны деревьев рассеивают плотный сумрак и лес окутанный этим серебристым светом кажется еще более величественным.
3. Уже вечерело солнце скрылось за небольшую сосновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.
4. Все смолкло одни кузнечики трещали сильнее из земли поднялись белые пары расстилавшиеся по лугу и по реке река присмирела в ней вдруг плеснул кто-то в последний раз затем она стала неподвижна.
5. Кот промурлыкал что ему здесь очень хорошо что ночь была чудесной и что по утрам лучшего места чтоб полежать на солнышке по всей усадьбе видимо не сыщешь.
6. Есть три вещи которым никто не верит не верят в правду не верят в то что вполне возможно и в то что вполне логично.
Задание 3. Тест
Вариант 1
1. Расставьте знаки препинания, сделайте пунктуационный разбор предложений.
а) Яркие полосы солнечных лучей пробившись сквозь кроны деревьев рассеивают плотный мгновенно сгущающийся сумрак.
б) Еще веселее показалась обсаженная березами омытая дождем дорога сворачивающая куда-то влево.
в) Березы тополя черемуха распускали свои клейкие и пахучие листья пробивавшиеся на божий свет после долгой зимы.
2. Осложните предложения обособленным определением и обстоятельством.
а) Птицы мирно поют.
б) Рожь гнулась и качалась на нивах.
в) Стога сена почернели от сырости.
Вариант 2
1. Расставьте знаки препинания, сделайте пунктуационный разбор предложений.
а) Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору остановились и оглянувшись по сторонам ахнули.
б) Сильно устав они заснули прислонившись спинами к вздрагивающим стенам каюты.
в) Он был тонок и слаб но ходил и даже бегал свободно по всему дому не замечая ничего.
2. Осложните предложения обособленным определением и обстоятельством.
а) Облака ползли медленно.
б) Ореховые сережки начали пылить.
в) Она смотрела на оранжевое пятно лампы.
II. Итог урока