Готовимся к ЕГЭ - Урок 6 - МОРФОЛОГИЯ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Готовимся к ЕГЭ - Урок 6 - МОРФОЛОГИЯ

Цели: повторить и обобщить изученное по служебным частям речи; отрабатывать навыки работы с экзаменационными тестами.

Ход урока

I. Объяснительный диктант

1. Куда он только не обращался!

2. Куда он только ни обращался, везде был отказ.

3. Ни один из восходов солнца не бывает похож на другой.

4. Беспредельный морской шум не прекращался ни на минуту.

5. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

6. Сколько бы ни пришлось жить на свете, не перестаешь удивляться России.

7. Есть мужчины, красноречием превосходящие женщин, но ни один мужчина не обладает красноречием женских глаз.

II. Вопросы по теме “Служебные части речи”

(Вопросы распечатаны и лежат на каждой парте.)

1. Определите морфологический статус выделенных слов.

Этот мальчик был принят в порядке перевода из другой школы. И дом, и двор - все в порядке. Нужно верить в силу народа, в его доброту. Мужество - добродетель, в силу которой люди в опасности совершают прекрасные дела. Лишь только забрезжит рассвет, - двинемся в путь. Одно лишь только худо - зубов у Белки нет. Думаем: “Как быть?” И как свистнул, кони взвились.

2. Приведите примеры производных служебных частей речи (перешедших из разряда знаменательных слов), например: “в течение” — предлог, “караул!” — междометие, “несмотря на то что” — союз.

3. В чем различия между союзами и союзными словами?

4. Определите, в каком из примеров “то” является частицей, в каком — аффиксом.

Где-то теперь наши путешественники? Я где-то потерял ключи.

5. Охарактеризуйте выделенные слова с точки зрения их морфологической принадлежности.

Гляжу - медведь. Я бух из ружья. А медведь брык на землю.

III. Работа с тестами

Вариант 1

1. Укажите неверное утверждение:

а) служебные части речи не называют явления действительные;

б) предлоги связывают слова и предложения;

в) двойные союзы могут разделяться запятой;

г) частица вносит различные оттенки значения в предложение.

2. Где выделенные слова — предлоги и пишутся слитно?

а) (В)виду сильных морозов занятий не было.

б) Оправдывался, (не)смотря в глаза.

в) Выйти (на)встречу гостям.

г) Мы обошли дом (во)круг.

3. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: А, Б, В или Г, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:


А

Б

В

Г

в продолжени.. романа

И

Е

И

Е

в течени.. суток

И

И

Е

Е

вследстви.. дождя

Е

И

Е

И

в заключени.. на книгу

Е

Е

И

И

4. Укажите, где союз и связывает однородные члены (знаки препинания не расставлены).

а) Прохлада и тишина сходила на степь.

б) Дорога пошла лесом и стало веселей.

в) Закат погас и над водой легла ночь.

г) В доме тревожно и часто трещал сверчок.

5. Найдите предложения, в которых не нужна запятая перед союзом и (знаки препинания не расставлены).

а) Вижу все те же берега и поля и холмы.

б) Зноем дышало небо и бились волны внизу.

в) Туча на юге росла и захватывала запад и восток.

г) В саду деревья растут и цветы цветут.

6. Где выделенное слово — союз и пишется слитно?

а) Была та(же) странная тишина.

б) Стены так(же) были увешаны коврами.

в) Трудности существуют, что(бы) их преодолевать.

г) С кем поведешься, от(того) и наберешься.

7. Укажите слова, которые пишутся с частицами раздельно.

а) возьми(ка);

б) кто(же);

в) что(нибудь);

г) (не)было;

д) узнал (ли);

е) (не)ужели.

8. Найдите предложение, в котором то является частицей.

а) Мы повернули за(то)здание.

б) Лодки в волнах (то)покажутся, (то)спрячутся.

в) Вдали что(то)сверкнуло.

г) А они(то) старались.

9. Укажите предложение, в котором не — частица и пишется раздельно:

а) Он говорил (не)громко, а скорее тихо.

б) (Не)взлюбили они младшего брата.

в) (Не)которые остались стоять в стороне.

г) Мы пили еще (не)остывший чай.

10. Где надо писать частицу ни на месте пропуска?

а) Товарищ н.. мог н.. помочь мне.

б) Вокруг н.. души.

в) Что н.. делал бы, все у него получалось.

г) Мы увидели совсем н.. маленькую поляну.

Вариант 2

1. Укажите неверное утверждение.

а) предлог — средство выражения значений;

б) союзы связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного;

в) частица служит для связи слов;

г) некоторые частицы могут образовывать новые слова, становясь при этом суффиксами.

2. Где выделенные слова — предлоги и пишутся слитно?

а) (В)виду задержки в пути поезд опоздал.

б) Пойти (на)встречу с писателем.

в) (Не)смотря на болезнь, продолжал работать.

г) Мы шли мимо оврага, (в)след проводнику.

3. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: А, Б, В или Г, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:


А

Б

В

Г

в течени.. месяца

И

Е

И

Е

вследстви.. болезни

И

Е

Е

И

в продолжени.. дня

И

Е

И

Е

в заключени.. статьи

И

И

Е

Е

4. Укажите, где союз и связывает простые предложения в составе сложного (знаки препинания не расставлены).

а) Солнце взошло и ожило все вокруг.

б) Искусство создает хороших людей и формирует душу.

в) Ударил мороз и лужи покрылись льдом.

г) Он услышал шум машины и остановился.

5. Найдите предложения, в которых не нужна запятая перед и.

а) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.

б) В саду дорожки и грядки заросли укропом, и лопухами.

в) Вековые ели, и кедры утратили свой наряд.

г) Снег был на крыше, и на балконе, и на земле.

6. Где выделенное слово — союз и пишется слитно?

а) Впереди была та(же) прекрасная земля.

б) Что(бы) вы мне посоветовали прочитать?

в) Ребята пошли в лес, я так(же) присоединился к ним.

г) Стало холоднее, за(то) дождь прекратился.

7. Укажите слова, которые пишутся с частицами раздельно.

а) (не)могу;

б) вряд (л и);

в) кто(бы);

г) где(либо);

д) (да)здравствует;

е) скажи(ка).

8. Найдите предложение, в котором то является частицей.

а) Кто(то) постучал в окно.

б) На улице шел то снег, то дождь.

в) Берись за(то), к чему ты сроден.

г) Бежал(то) ты быстро.

9. Где не — частица и пишется раздельно?

а) Это был далеко (не)близкий путь.

б) На полках (не)доставало двух книг.

в) Трава (не)скошена.

г) Мне (не)куда больше спешить.

10. Укажите предложения, в которых надо писать частицу ни на месте пропуска.

а) Кому н.. говорил, все соглашались.

б) Ничего н.. случилось.

в) Он н.. мог н.. знать об этом.

г) Кругом н.. деревца.

Вариант 3

1. Что такое предлог?

а) часть речи, которая обозначает предмет речи;

б) служебное слово, которое служит для связи слов в словосочетании и предложении;

в) самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их;

г) группа слов, которые не входят в классификацию частей речи, а указывают на эмоции и чувства;

д) часть речи, которая служит д ля связи однородных членов предложения или частей сложного предложения.

2. С какими частями речи употребляются предлоги?

а) с существительными, местоимениями, числительными;

б) с существительными, прилагательными;

в) с глаголами, прилагательными;

г) с междометиями, наречиями;

д) с числительными, глаголами.

3. С какой частью речи предлог не употребляется?

а) с существительным;

б) с прилагательным;

в) с местоимением;

г) с глаголом;

д) с существительным и местоимением.

4. Какие бывают предлоги по происхождению?

а) однозначные, многозначные;

б) производные, однозначные;

в) сложные, простые;

г) производные, непроизводные;

д) непроизводные, составные.

5. Найдите группу отглагольных предлогов.

а) вблизи, вдали, вокруг;

б) вследствие, насчет, около;

в) в, до, перед;

г) из-за, ввиду, с;

д) благодаря, включая, исключая.

6. Найдите группу непроизводных предлогов.

а) подобно, вопреки;

б) из-под, по;

в) вопреки, согласно;

г) ввиду, благодаря;

д) в, спустя.

7. Какое место по частоте употребления занимает предлог?

а) первое;

б) второе;

в) третье;

г) четвертое;

д) пятое.

8. Что в переводе с греческого языка означает термин “предлог”?

а) член предложения;

б) часть речи;

в) перед корнем;

г) перед словом;

д) слово.

9. Какие бывают предлоги по структуре?

а) однозначные, сложные;

б) составные, производные;

в) многозначные, простые;

г) простые, составные, сложные;

д) непроизводные, производные, составные.

10. Укажите группу сложных предлогов.

а) из-за, по-за, из-под;

б) благодаря, вопреки;

в) несмотря на, около;

г) под, до, у;

д) по приезде, вследствие.

11. Какие предлоги многозначные?

а) употребляются с несколькими падежами;

б) употребляются с одним падежом;

в) образованы от наречий;

г) непроизводные;

д) связывают однородные члены.

12. Какие предлоги употребляются с тремя падежами?

а) между, меж;

б) в, на;

в) обо, об;

г) с, по;

д) без, через.

13. В каком словосочетании предлог выражает целевые отношения?

а) сидеть возле костра;

б) остановиться для ночлега;

в) идти впереди колонны;

г) не выехать ввиду непогоды;

д) объявить после выступления.

14. С каким падежом употребляются предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, подобной

а) с родительным;

б) с винительным;

в) с дательным;

г) с творительным;

д) с предложным.

15. Найдите ряд с ошибкой.

а) благодаря болезни;

б) благодаря хорошей погоде;

в) вопреки предсказанию;

г) согласно инструкции;

д) наперекор стихии.

16. Укажите верное написание.

а) плачет по вас;

б) по предъявлению документа;

в) по приезду поезда;

г) горюет по нам;

д) благодаря расследования.

17. Какие предлоги пишутся раздельно?

а) (на)перекор, (на)счет;

б) (в)течение, (в)продолжение;

в) (в)следствие, (в)виду;

г) (на)встречу, (не)смотря (на);

д) (в)связи (с), (на)подобие.

18. В каком словосочетании выделенное слово является предлогом?

а) ушел, благодаря за помощь;

б) идти, (не)смотря под ноги;

в) (в)течении реки;

г) иметь (в)виду;

д) болеть (в)продолжение месяца.

19. В каком словосочетании выделенное слово является самостоятельной частью речи?

а) писать вроде дневника;

б) узнать о судьбе героя (в)продолжении.. романа;

в) отсутствовать (в)течении.. недели;

г) (в)связи с изменениями расписания;

д) договориться (на)счет транспорта.

20. Найдите предложение без пунктуационной ошибки:

а) Несмотря на плохую погоду экскурсия состоялась.

б) Сдал экзамены хорошо благодаря помощи товарища.

в) Максим шел по улице не смотря по сторонам.

г) Вопреки предсказаниям синоптиков погода была хорошая.

д) Он долго раскланивался благодаря хозяев за теплый прием.

IV. Итог урока

Ответы учащихся на вопросы теста проверяются учителем.

Домашнее задание

Работа над ошибками, допущенными при тестировании (по рекомендации учителя — индивидуально).






Для любых предложений по сайту: [email protected]