Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Слова однозначные и многозначные. Изобразительно-выразительные средства русского языка - ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Цели: повторить, углубить и обобщить знания о многозначном слове; повторить и углубить сведения о тропах; отработать навыки распознавания тропов в текстах; закрепить навыки анализа художественного текста с точки зрения использованных в нем изобразительно-выразительных средств.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Ответы на вопросы.
II. Работа по теме урока
1. Работа с таблицей.
Поскольку тропы уже изучались в 5—9 классах, предлагается выполнить задание обобщающего характера, которое поможет систематизировать знания учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка. В целях экономии времени ученикам лучше всего раздать листы с заранее распечатанной таблицей, причем заполненной в ней должна быть только центральная колонка (та, в которой даются определения тропов). Задача учеников — распознать каждый троп по определению, данному в таблице 2, и проиллюстрировать его примером, выбранным из расположенных после таблицы предложений. Выполненное и проверенное задание можно будет вложить в папку с самостоятельными работами на уроках- практикумах и использовать при подготовке к ЕГЭ.
Таблица 2
Изобразительно-выразительные средства русского языка*
Изобразительно-выразительное средство |
Определение |
Примеры |
Эпитет |
Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность |
|
Метафора |
Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений, свернутое сравнение |
|
Метонимия |
Употребление слова или выражения в переносном значении, когда в основе переноса лежат смежность явлений, внутренняя или внешняя связь между предметами |
|
Синекдоха |
Разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет и, наоборот, название целого употребляется вместо названия части. При этом единственное число часто употребляется вместо множественного и наоборот |
|
Сравнение |
Троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака, пояснение одного предмета или явления с помощью другого |
|
Олицетворение |
Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека |
|
Гипербола |
Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения описываемого предмета, явления |
|
Литота |
Образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета, явления |
|
Аллегория |
Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа |
|
Оксюморон |
Умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов |
|
Перифраз (перифраза) |
Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты |
Примеры к таблице
1. Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов (олицетворение). 2. Чайник кипит (метонимия; ср. вода в чайнике кипит). 3. Готов задушить в объятьях (гипербола). 4. Туманный Альбион (перифраз: Англия). 5. При свете тьмы (оксюморон). 6. Мужичок с ноготок (литота). 7. Лес точно терем расписной (сравнение). 8. Политический пасьянс (метафора). 9. Самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе (синекдоха). 10. Горячее сердце (эпитет). 11. Лиса — о хитром человеке (аллегория)**.
2. Выполнение упражнений 5, 6 (с. 14).
III. Итог урока
Краткое повторение изученного на уроке. Оценка работы учащихся.
Домашнее задание
1. § 4—7 (с. 15-20).
2. Упражнения 8, 9 (с. 14).
3. Выписать по одному примеру на каждый троп из художественных текстов (можно использовать любые литературные произведения, изучаемые по школьной программе). Каждый пример записать на отдельной карточке с указанием источника.
Примечание. Карточки впоследствии могут использоваться учителем в качестве индивидуальных заданий.
* Задание подсказано “Ориентировочным планированием...” Ю. Е. Климкиной (см.: Русский язык в школе. 2008. № 1).
** При составлении задания частично использовались материалы “Курса русского языка” Л. В. Балашовой и В. В. Дементьева (М.: Лицей, 2005).