Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Правописание сложных прилагательных и существительных - МОРФОЛОГИЯ
Цели: вспомнить и повторить основные случаи слитного и дефисного написания сложных слов; расширить словарный запас учащихся, активизировать сложные слова в их речи; закрепить навыки работы с лингвистическими словарями.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
II. Активизиция знаний. Словарный диктант
— Распределите слова в две колонки: существительные и прилагательные.
Великодушие, баснописец, тысячелетие, лимонно-желтый, юго-западный, псевдонародность, финансово-экономический, национал- патриот, полумрак, дальневосточный, узкоспециальный, пол-Азии, лейб-медик, истинно дружеский, абсолютно необходимый, филфак, вуз, животрепещущий, ледяной, свиной, оловянный, безветренный, пол-лимона, МГУ, российский, вокзал, деревенька, здоровьишко.
(Учитель проверяет работу, формулирует основные правила написания сложных слов.)
III. Повторение изученного и объяснение нового материала (§ 36, 41)
Внимание учащихся обращается на то, что вопросы слитного, раздельного и дефисного (полуслитного) написания — самые сложные в русской орфографии. Именно в этом разделе много колеблющихся, неупорядоченных, противоречивых написаний, действует большое количество правил, вследствие чего одно и то же слово может подпадать под разные правила и толковаться двояко. Например: железобетонный — железо и бетон; бетонированное железо. Подчеркивается, что необходимо обращаться к специальным словарям “Слитно или раздельно?” (сост. Б. З. Букчина, Л. П. Калакуцкая. М.: Дрофа, 2006). Учащиеся знакомятся с этим словарем, с принципами его построения, записывают в тетрадях полное название и выходные данные.
IV. Закрепление
— Подберите синонимы к сложным словам: общедоступный, целомудрие, корыстолюбие, чревоугодие, мягкотелость.
Слова для справок: безволие, невинность, приемлемый, понятный, меркантильность, обжорство.
— Вспомните и запишите как можно больше слов с корнем -благ- (например, благодарность, благоговение, благодушие, благородность и т. д.).
— Образуйте от сложных слов прилагательные: мировоззрение, столетие, полугодие, лейб-гвардия, социал-демократия, вице-президент.
(Учитель подводит учащихся к выводу, что сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, пишутся так же, как существительные.
Внимание учащихся обращается на то, что сложные прилагательные следует отличать от сочетаний “наречие + прилагательное”, которые пишутся раздельно. Наречие обычно выражает степень признака и является членом предложения (например: неизменно сердечное гостеприимство, глубоко задумчивый взгляд).
Следует познакомить учащихся со сложными словами, в которых есть висячий дефис (например: машино- и приборостроение, свето- и водонепроницаемый).)
— Запишите под диктовку слова, объясните написание.
Славянофил, революционер-демократ, самозванец, штабс-капитан, полусон, пол-леса, лже-Дмитрий, выпукло-вогнутый, высокообразованный, русско-французско-английский, рыжешерстный, световодолечебница, черепно-мозговой.
V. Итог урока
Домашнее задание
1. Составить словарь литературоведческих терминов из сложных прилагательных и существительных.
2. § 36, 41.