Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Гласные после шипящих - ОРФОГРАФИЯ
Цели: обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих в разных морфемах (корни, суффиксы, окончания); отрабатывать навыки “узнавания” орфограммы, условий ее выбора, графического обозначения; учить учащихся видеть нюансы лексического значения слова.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Орфограммы из домашнего упражнения объясняются учащимися по цепочке или по выбору учителя. Одновременно несколько
человек работают с карточками. Общее задание к каждой карточке состоит в следующем. Вставьте пропущенные буквы. Укажите условия выбора орфограммы (к словам с проверяемой безударной гласной подберите проверочное слово, к словам с чередующимися гласными в корне укажите условия выбора орфограммы).
Карточка 1
Скл..нение существительных, прид..раться по пустякам, вым..кнуть под д..ждем, сильно встр..хнуть, газовая г..релка, р..шить уравнение, почтенный возр..ст, ок..заться рядом, глубокое впеч..тление, прол..гать путь, п..тно на одежде, прот..реть зерк..ло.
Карточка 2
Отл..жить все д..ла, испуганно см..лкать, соб..рательный образ, быстро прибл..жаться, легко угов..рить, неприк..сновенный запас, прозрачно нам..кать, широкая р..внина, пром..кательная бумага, сг..реть со стыда, хорошее нач..нание, острый пл..вник.
Карточка 3
Прекл..няться перед талантом, знаменитый п..вец, предл..жить погулять, р..вноправные партнеры, сл..гка заг..реть, загл..нуть к друзьям, пож..нать пл..ды, м..кать сухари в мол..ко, ст..н..виться взрослым, начинающие пл..вцы, серьезные оп..сения, выр..сли в саду.
Карточка 4
Отр..сль промышленности, ср..внение вел..чин, тв..рить д..бро, пол..жительный момент, зар..внять участок, непром..каемый плащ.., в..селая з..рница, покл..ниться з..мле-матушке, проск..чить во двор, х..роший з..гар, распл..вить металл.
II. Работа по теме урока
1. Введение в проблему.
Учащимся раздаются листы с упражнением.
1. а) Расч..ска с редкими зубьями, ч..рствый хлеб, тонкая беч..вка, ж..сткий характер, частая реш..тка, звонкая пощ..чина, шелковистая ш..рстка, ч..рный цвет, ж..лчный человек, ж..луди на земле, ч..порная дама, зач..ет по географии, спелый крыж..вник, тихий ш..рох;
б) горький ш..колад, играть на бандж.., недавно проложенное ш..ссе, искусный ж..нглер.
2. а) Старый сундуч..к, старая одеж..нка, озорной мальч..нка;
б) камыш..вый кот, холщ..вый мешок, плюш..вый мишка, моч..ные яблоки, испеч..нный пирог;
в) в комнате было свеж.., говорить общ.., проверить ещ.. раз.
3. а) Ковш..м, гараж..м, товарищ..м, плеч..м, сторож..м, левш..й, ловкач..м, шалаш..м;
б) стриж..т, печ..шь, береж..т;
в) рыж..го, колюч..го, горюч..го, лучш..го, чуж..го*.
Для начала учитель предлагает ученикам просмотреть текст упражнения и определить, почему его материал разделен на три группы (а внутри групп еще на несколько частей). Делается вывод о том, что орфограммы, связанные с правописанием гласных после шипящих, сосредоточены в корнях, суффиксах, а также окончаниях слов разных частей речи.
Далее учащиеся определяют правило, которому подчиняется каждая группа слов в упражнении, и выполняют упражнение.
Материал упражнения дает возможность обобщить материал по теме. Для закрепления знаний учитель может предложить учащимся самостоятельно разработать таблицу, в которой в систематизированном виде будут представлены все правила правописания гласных после шипящих и ц в морфемах слов разных частей речи.
Таблица 6
Буквы о, е, ё после шипящих
Примечание. Правописание гласных о, ё после шипящих зависит в первую очередь от того, в какой части слова находится гласная — в корне, суффиксе или окончании |
||||
Буквы е, ё, о после шипящих в корнях слов |
||||
Пишется ё |
Примеры |
Пишется о |
Примеры |
|
Под ударением, если в форме того же слова или в однокоренных словах есть чередование с е |
Шёпот — шептать, чёлка — чело |
Если нет чередования с е |
Шорох (слово “шероховатый” не является родственным, а имеет омонимичный корень), крыжовник, чопорный, шорты |
|
Примечание. В некоторых случаях употребление о или ё зависит от части речи слова: так, в корнях -жёг-/-жог- ё пишется в глаголах и причастиях, а о — в существительных. Например, ожёг (что сделал?) руку, но сильный ожог (что?) |
||||
Буквы о, е, ё после шипящих в суффиксах |
||||
1. Имя существительное |
||||
Пишется е |
Примеры |
Пишется о |
Примеры |
|
В безударном положении |
Доч-еньк-а |
Под ударением |
Книж-онк-а, мыш-онок, друж-ок |
|
Примечание. Правило не действует: 1) в суффиксах существительных, образованных от глаголов, пишется ё (ночёвка от ночевать); 2) в суффиксе -ёр- всегда пишется ё (дирижёр, стажёр, коммивояжёр); 3) в суффиксах существительных в форме род. п. мн. ч. пишется о, которое является беглым (княжон — княжна): о в этих случаях входит в состав суффикса, а окончание нулевое |
||||
2. Имя прилагательное |
||||
Пишется е |
Примеры |
Пишется о |
Примеры |
|
В безударном положении |
Плюш-ев-ый, беж-ев-ый |
Под ударением |
Еж-ов-ый, парч-ов-ый |
|
Примечание. В суффиксе -ен- кратких прилагательных пишется е (вечен — вечный) |
||||
3. Наречие |
||||
Пишется е |
Примеры |
Пишется о |
Примеры |
|
В безударном положении |
Певуч-е |
Под ударением |
Общ-о |
|
Примечание. В наречии “ещё” под ударением пишется ё |
||||
4. Полные и краткие страдательные причастия, отглагольные прилагательные |
||||
Пишется ё |
Примеры |
Пишется е |
Примеры |
|
Под ударением |
сгущ-енн-ый, туш-ён-ый, реш-ён |
В безударном положении |
потуш-ен, краш-ен-ый |
|
Буквы о, е, ё после шипящих в окончаниях |
||||
1. Существительное и прилагательное |
||||
Пишется о |
Примеры |
Пишется е |
Примеры |
|
Под ударением |
Плащ-ом, чуж-ого |
В безударном положении |
Товарищ-ем, свеж-его |
|
2. Глагол |
||||
Пишется ё |
Примеры |
|||
Под ударением |
Печ-ёшь, теч-ёт |
|||
3. Местоимение |
||||
Пишется ё |
Примеры |
|||
В формах пр. п. местоимения что |
О чём |
|||
Примечание. Для ускорения работы учитель может предложить ученикам распечатанную шапку таблицы, в которую ученики впишут правила.
2. Выборочный диктант.
Учитель читает стихотворение “Арбатский дворик” Б. Окуджавы. Определяется главная мысль стихотворения.
Во время второго прочтения ученики записывают в тетрадях не весь текст, а только слова, которые содержат в себе изучаемую на уроке орфограмму. Учащиеся должны графически обозначить условия выбора орфограммы: поставить, где это необходимо, ударение, выделить морфему, в которой обнаружена орфограмма.
Арбатский дворик
...А годы проходят, как песни.
Иначе на мир я гляжу.
Во дворике этом мне тесно,
И я из него ухожу.
Ни почестей и ни богатства
Для дальних дорог не прошу,
Но маленький дворик арбатский
С собой уношу, уношу.
В мешке вещевом и заплечном
Лежит в уголке небольшой
Не слывший, как я, безупречным
Тот двор с человечьей душой.
Сильнее я с ним и добрее.
Что нужно еще?
Ничего.
Я руки озябшие грею
О теплые камни его.
Учащиеся должны выписать следующие слова: вещ-ев-ом (прил.), небольш-ой (прил.), душ-ой (сущ.), ещё (нареч., искл.).
III. Итог урока
* При составлении задания частично использовались материалы учебника: Бунеев Р. Н. и др. Русский язык. 10-й класс: Учебник для общеобразоват. и профильн. гуманит. уровней. М.: Баласс, 2006.