Слово о русском языке

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Слово о русском языке

Цели: ознакомить с учебником; раскрыть смысл понятий “современный русский литературный язык”, “родственные языки”, “языковая норма”; развивать навыки конспектирования и составления плана ответа.

Ход урока

I. Вступление. Знакомство с учебником

(Учитель знакомит с учебником и его авторами (известные исследователи русского языка Нина Григорьевна Гольцова и Игорь Викторович Шамшин).

Уроки в 10 и 11 классах будут особыми.

Учитель сообщает, что в старших классах учиться можно еще очень многому: дополнять уже полученные знания, чтобы повысить грамотность, языковую культуру, достойно сдать Единый государственный экзамен по русскому языку.)

— Откройте оглавление на с. 458. Скажите, что в содержании учебника для вас уже знакомо, а что является новым. (Новые разделы: “Культура речи”, “Стилистика”, “Лексикография”, “Из истории русского языкознания”.)

А теперь откройте учебник на с. 444. Как видите, в конце учебника есть приложения. Приложение 1 “Говори правильно” — это ваша памятка по образцовому произношению слов. Приложение 2 “Пиши правильно” на с. 447 - это памятка по орфографии. Обе эти памятки наверняка не раз вам помогут.

— Если же слова, правописание или произношение которого вас интересует, нет в приложениях, где вы найдете сведения о нем? (В орфоэпических словарях.)

Откройте учебник на с. 452. Здесь дан список, в который включены различного рода словари, справочники и учебники по русскому языку. Они помогут вам добыть дополнительные сведения о языковых явлениях, которые вас заинтересуют.

А теперь откройте учебник на с. 8. Вы видите здесь сокращения и условные обозначения.

Обратите внимание на то, какими значками в учебнике будут отмечаться наиболее важные сведения о языке, исторические комментарии, упражнения по стилистике, по развитию речи, вопросы и задания, а также диктанты, — все это облегчит вашу дальнейшую работу с учебником.

II. Работа по теме урока

Тема урока “Слово о русском языке” записывается на доске (в тетрадях).

Эта вводная часть учебника (с. 5—8) является теоретической, что позволяет закрепить на ее основе навыки конспектирования научной статьи и составления плана ответа.

Перед началом работы учитель напоминает ученикам основные правила конспектирования, объяснив, что это один из видов учебной работы в вузе. Основные правила конспектирования записываются на доске или раздаются ученикам на отдельных листах в качестве памятки.

Правила конспектирования

1. Внимательно прочтите текст.

2. Разделите текст на основные смысловые части.

3. Выделите главную мысль текста.

4. Обозначьте основные выводы, следующие из содержания текста.

5. Письменно изложите тезисы текста. Делайте это последовательно. Можете цитировать или излагать тезисы своими словами, передавая основное содержание прочитанного.

6. Включите в конспект не только основные положения, но и аргументы, подтверждающие их. Не забывайте и о примерах, иллюстрирующих аргументы. Главное — записывайте их сжато, но точно.

7. В конспекте допускаются сокращения. Сокращать можно слова и даже предложения при условии, что это не нанесет ущерба смыслу текста.

8. Дальнейшую работу с конспектом существенно облегчают условные обозначения, например: => — “отсюда следует, что...”, ? — “спорный вопрос”, ! — “запомни”.

9. Для выделения особо значимых мест в конспекте используйте маркеры, цветные ручки. Располагайте абзацы “ступеньками”.

III. Итог урока

Пользуясь конспектами, учащиеся перечисляют основные понятия, сведения о языке, которые они получили, работая со статьей, как-то: понятие “русский язык”, сведения об истории языка, признаки литературного языка и т. д.

Домашнее задание

1. Подготовить связный ответ по конспекту “Слово о русском языке”.

2. На основе анализа данных таблицы 1 доказать языковое родство русского, болгарского, польского и чешского языков.

Таблица 1

Языковое родство русского, болгарского, польского и чешского языков

Русский язык

Болгарский язык

Польский язык

Чешский язык

вода

вода

woda

voda

поле

поле

pole

pole

море

море

morze

more

ухо

ухо

ucho

ucho

нога

нога

noga

noha

сто

сто

sto

sto

голова

глава

glowa

hlava

корова

крава

krowa

krava

3. Выписать из Толкового словаря русского языка все значения слова “язык”. Ту же самую работу проделать и с лингвистическим энциклопедическим словарем. Ответить на вопрос: в каком словаре толкуются лексические значения слов, а в каком — понятия?

4. Перечислить известные вам словари русского языка. Объяснить, каким словарем нужно воспользоваться, чтобы узнать:

а) лексическое значение слова;

б) как правильно произносится слово;

в) информацию о происхождении слова;

г) как оно было образовано;

д) какие слова с близким значением можно подобрать к интересующему вас слову;

е) какие слова с противоположным значением можно подобрать к интересующему вас слову;

ж) как правильно пишется слово.

Примечание

1. При ответе на вопрос 3 учащиеся могут использовать следующие словари:

1) Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой (любое издание).

2) Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1981.

3) Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985.

2. При ответе на вопрос 4 можно использовать § 12 учебника (с. 31—32), а также список рекомендуемой литературы (с. 452-454).






Для любых предложений по сайту: [email protected]