Физика - Основной государственный экзамен
Задания на установление соответствия между физическими величинами и характером их изменения в том или ином физическом процессе - Задания с кратким ответом в виде набора цифр - ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ
Пример. Тело бросили с поверхности земли вертикально вверх. Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями при движении тела, считая, что сопротивление воздуха движению тела пренебрежимо мало. К каждому элементу левого столбца подберите соответствующий элемент правого столбца.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА |
ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ВЕЛИЧИНЫ |
A) кинетическая энергия Б) потенциальная энергия B) полная механическая энергия |
1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
2 |
1 |
3 |
При выполнении этого задания следует:
1. Прочитать условие задания и проанализировать процесс, который происходит (в данном случае превращение кинетической энергии в потенциальную при движении тела вертикально вверх).
2. Проанализировать левый столбец и осознать, что характеризуют приведенные величины (свойство тело, взаимодействие, состояние, изменение состояния и т.п.). В данном примере приведенные величины характеризуют состояние тела и их изменение связано с изменением состояния.
3. Проанализировать описанный в условии процесс и сопоставить физическим величинам характер их изменения в данном процессе.
4. Записать в таблицу цифры выбранных элементов правого столбца.
Задания для самостоятельной работы
147. Свинцовый шарик охлаждают в холодильнике. Как при этом меняется внутренняя энергия шарика, его масса и плотность вещества шарика?
Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения.
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Цифры в ответе могут повторяться.
ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ |
ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА |
А |
Б |
В |
148. В процессе трения о шёлк стеклянная линейка приобрела положительный заряд. Как при этом изменилось количество заряженных частиц на линейке и шёлке при условии, что обмен атомами при трении не происходил?
Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения.
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
КОЛИЧЕСТВО ПРОТОНОВ НА ШЁЛКЕ |
КОЛИЧЕСТВО ЭЛЕКТРОНОВ НА ЛИНЕЙКЕ |
А |
Б |
В |
149. В инерциальной системе отсчета брусок, которому сообщили начальную скорость , начинает скользить вверх по наклонной плоскости (см. рисунок). Как при этом изменяются скорость бруска и его потенциальная энергия?
Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения.
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
СКОРОСТЬ БРУСКА |
ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ |
А |
Б |
В |
150. На рисунке изображена электрическая цепь, состоящая из источника тока, резистора и реостата. Как изменяется при передвижении ползунка реостата вправо его сопротивление и сила тока в цепи?
Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения.
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
СОПРОТИВЛЕНИЕ РЕОСТАТА |
СИЛА ТОКА В ЦЕПИ |
А |
Б |
В |
151. В процессе трения о мех эбонитовая палочка приобрела отрицательный заряд. Как при этом изменилось количество {заряженных частиц на палочке и мехе при условии, что обмен атомами при трении не происходил?
Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения.
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
КОЛИЧЕСТВО ПРОТОНОВ НА МЕХЕ |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ |
А |
Б |
В |
152. К резистору, включенному в цепь, подключили параллельно такой же резистор. Как при этом изменились сопротивление цепи и сила тока в цепи.
Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения.
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
СОПРОТИВЛЕНИЕ ЦЕПИ |
СИЛА ТОКА В ЦЕПИ |
А |
Б |
В |
153. Никелиновую спираль электроплитки заменили на железную, имеющую такую же длину и площадь поперечного сечения. Как при этом изменились сопротивление спирали и мощность электрического тока, потребляемого плиткой.
Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения.
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
СОПРОТИВЛЕНИЕ СПИРАЛИ |
МОЩНОСТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА |
А |
Б |
В |
154. На рисунке изображена электрическая цепь, состоящая из источника тока, резистора и реостата. Как изменяется при передвижении ползунка реостата влево сила тока в цепи и мощность, выделяющаяся в резисторе 1?
Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения.
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
СИЛА ТОКА |
МОЩНОСТЬ |
А |
Б |
В |
155. Предмет, находящийся за двойным фокусным расстоянием линзы, переместили дальше от двойного фокусного расстояния. Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями при удалении предмета от двойного фокуса линзы.
Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения.
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ЛИНЗОЙ И ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРЕДМЕТА |
РАЗМЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ |
А |
Б |
В |
156. Предмет, расположенный перед плоским зеркалом, удалили от него. Как при этом изменилось расстояние между зеркалом и изображением, а также размер изображения?
Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения.
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
РАССТОЯНИЕ ОТ ЗЕРКАЛА ДО ИЗОБРАЖЕНИЯ |
РАЗМЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ |
А |
Б |
В |
157. К пружине подвесили груз, растянули ее, а затем отпустили. Как изменялись сила упругости пружины и скорость груза при движении пружины к положению равновесия.
Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения.
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
СИЛА УПРУГОСТИ |
СКОРОСТЬ |
А |
Б |
В |
158. Шарик, находившийся в жидкости на некоторой глубине, начинает всплывать. Как по мере подъема шарика в жидкости изменяются выталкивающая сила, действующая на него и давление жидкости?
Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения.
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА |
ДАВЛЕНИЕ ЖИДКОСТИ |
А |
Б |
В |