Задания на сравнение, в том числе с использованием рисунков и диаграмм - Задания с кратким ответом (Часть 1) - ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ

Физика - Основной государственный экзамен

Задания на сравнение, в том числе с использованием рисунков и диаграмм - Задания с кратким ответом (Часть 1) - ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ

Пример 1. В два сосуда, имеющих одинаковую площадь дна, налили воду. Уровень воды в сосудах одинаков (см. рисунок). Сравните давление (p1 и р2) и силу давления (F1 и F2) воды в сосудах.

Выполнение подобного задания предполагает следующие операции:

1) вспомнить определения величин, о которых идет речь в условии задачи (в данном случае определения понятий давления и силы давления);

2) вспомнить формулы для вычисления (в данном случае давления и силы давления: p = ρgh и F = pS);

3) сравнить значения величин, входящих в формулы (в данном случае в формулы давления и силы давления для первого и второго сосудов);

4) сделать вывод и соотнести свой ответ с предложенными вариантами. Выбрать правильный ответ.

Правильный ответ - 1)

Пример 2. На диаграмме для двух веществ приведены значения количества теплоты, необходимого для плавления 100 г этих веществ, нагретых до температуры плавления. Сравните удельную теплоту плавления (λ1 и λ2) двух веществ.

Выполнение подобного задания предполагает следующие операции:

1) вспомнить определения величин, о которых идет речь в условии задачи (в данном случае определение величины “удельная теплота плавления);

2) вспомнить формулу для вычисления этой величины (в данном случае: λ = Q/m);

3) проанализировать диаграммы, определить, значения какой величины на ней представлено (в данном случае - значения количества теплоты, необходимой для плавления двух веществ одинаковой массы);

4) сравнить значения величин, представленных на диаграмме и входящих в формулы, для первого и второго случаев (в данном случае значения количества теплоты);

5) сделать вывод и соотнести свой ответ с предложенными вариантами. Написать правильный ответ.

Правильный ответ — 4)

Задания для самостоятельной работы

111. Медный шар (1) и деревянный шар (2) одинакового объема опустили в воду (см. рисунок). Сравните силы тяжести (FT) и силы Архимеда (FA), действующие на шары.

112. В два цилиндрических сосуда, имеющих разную площадь дна, налили воду до одинакового уровня (см. рисунок). Сравните давления (р1 и р2) и силы давления (F1 и F2) воды на дно сосуда.

113. К пружинам, жесткость которых k1 и k2 = k1/3 подвешены тела одинаковой массы. Удлинение первой пружины

1) равно удлинению второй пружины

2) в 3 раза больше удлинения второй пружины

3) в 3 раза меньше удлинения второй пружины

4) ответ зависит от массы груза

114. Два шара одинакового объема, алюминиевый (1) и медный (2), бросают с поверхности Земли вертикально вверх с одинаковой скоростью. Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. Сравните максимальные высоты (h1 и h2), на которые поднимутся шары, и значения потенциальной энергии (Е1 и Е2) шаров на этих высотах. Потенциальная энергия шаров отсчитывается от поверхности Земли.

115. Брусок в форме прямоугольного параллелепипеда положили на стол сначала широкой гранью (1), а затем - узкой (2). Сравните силу давления (F1 и F2) и давление (р1 и р2), производимое бруском на стол в этих случаях.

116. Чемодан сначала положили на пол (см. рисунок 1), а затем поставили на полку (см. рисунок 2). Сравните давление (р1 и p2) и силу давления (F1 и F2) чемодана, соответственно, на пол и на полку.

117. На рисунке приведена столбчатая диаграмма. На ней представлены значения плотности веществ, из которых сделаны два тела одинаковой массы. Сравните объёмы тел V1 и V2.

118. Учащийся выполнял эксперимент по измерению жесткости разных пружин. Полученные учащимся результаты представлены на рисунке в виде диаграммы. Какой вывод можно сделать из анализа диаграммы, если масса груза m1, подвешенного к первой пружине, в 2 раза больше массы m2 груза, подвешенного ко второй пружине (m1 = 2m2)?

1) жесткость пружин k1 = k2

2) жесткость пружин k1 = 4k2

3) жесткость пружин k2 = 2k1

4) жесткость пружин k2 = 4k1

119. Учащийся выполнял эксперимент по измерению жесткости разных пружин. Полученные учащимся результаты представлены на рисунке в виде диаграммы. Какой вывод можно сделать из анализа диаграммы, если масса груза m1, подвешенного к первой пружине, в 2 раза меньше массы m2 груза, подвешенного ко второй пружине (m2 = 2m1)?

1) жесткость пружин k1 = k2

2) жесткость пружин k1 = 2k2

3) жесткость пружин k2 = 2k1

4) жесткость пружин k1 = 4k2

120. Учащийся выполнял эксперимент по измерению силы трения, действующей на два тела одинаковой массы, движущихся по разным горизонтальным поверхностям. Он получил результаты, представленные на рисунке в виде диаграммы. Какой вывод можно сделать из анализа диаграммы?

1) сила нормального давления N2 = 2N1

2) сила нормального давления N1 = 2N2

3) коэффициент трения μ2 = 2μ1

4) коэффициент трения μ1 = 2μ2

121. На диаграммах изображены значения силы тока и напряжения на концах двух проводников. Сравните сопротивления этих проводников.

122. На рисунке приведена столбчатая диаграмма. На ней представлены значения силы тока в двух проводниках (1) и (2) одинакового сопротивления. Сравните значения работы тока А1 и А2 в этих проводниках за одно и то же время.

1) А1 = А2

2) A1 = 3A2

3) 9A1 = А2

4) 3A1 = А2






Для любых предложений по сайту: [email protected]