Физика - Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс
Закон Ома - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Цели урока:
Научиться пользоваться реостатом для изменения силы тока в цепи. Познакомить учащихся с законом Ома.
Оборудование (для кратковременной лабораторной работы): Источник питания, ползунковый реостат, амперметр, ключ, соединительные провода.
Ход урока
I. Повторение. Проверка домашнего задания
- Что характеризует и как обозначается электрическое сопротивление?
- По какой формуле находится сопротивление проводника?
- Как называется единица измерения сопротивления?
- Что показывает удельное сопротивление? Как оно обозначается?
- В каких единицах измеряют удельное сопротивление?
- Что такое резистор? Как он обозначается на схемах?
- Что такое реостат?
- Какие виды реостатов вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Зачем нужны реостаты?
- Как обозначается реостат на схемах?
II. Кратковременная лабораторная работа «Регулировка силы тока реостатом»
Указания к работе:
1. Рассмотрите внимательно устройство реостата и установите, при каком положении ползунка сопротивление реостата наибольшее.
2. Составьте электрическую цепь по схеме (рис. 118), включив в нее последовательно амперметр, реостат на полное сопротивление, источник питания и ключ.
3. Замкните цепь и отметьте показания амперметра.
4. Уменьшайте сопротивление реостата, плавно и медленно передвигая его ползунок (но не до конца!). Наблюдайте за показаниями амперметра.
5. После этого увеличивайте сопротивление реостата, передвигая ползунок в противоположную сторону. Наблюдайте за показаниями амперметра.
Примечание:
Реостат нельзя полностью выводить, т.к. сопротивление его при этом становится равным нулю, и если в цепи нет других приемников тока, то сила тока может оказаться очень большой, и амперметр выйдет из строя.
III. Новый материал
Выполняя лабораторную работу, можно было заметить, что сопротивление, сила тока и напряжение связаны между собой.
Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: как сопротивление, сила тока и напряжение связаны между собой?
Впервые явления в электрических цепях глубоко и тщательно изучил Г. Ом.
Эксперимент 1
Соберем электрическую цепь с источником тока, на котором можно менять напряжение (см. рис. 119). Если нет такого источника, можно использовать разные аккумуляторы (гальванические элементы). Сопротивление цепи остается постоянным.
Увеличиваем напряжение в 2, 3, 4 раза.
- Что мы видим? (При постоянном сопротивлении сила тока, протекающего через проводник, прямо пропорциональна напряжению на его концах, т. е. сила тока увеличивается во столько же раз, как и напряжение.)
Нарисуем график (рис. 120).
Эксперимент 2
Та же электрическая цепь, что и в первом опыте, только источник тока поддерживает постоянное напряжение (этот опыт можно проводить всем классом, т. к. необходимое оборудование уже есть на столах учеников.)
Берем сопротивление известной величины и отмечаем показания амперметра и вольтметра. Затем берем другой проводник с сопротивлением в два раза больше (отличается только длиной). Сила тока в два раза уменьшится.
Возьмем сопротивление в 3 раза меньше первоначального. Сила тока увеличится в 3 раза.
Эти опыты свидетельствуют о том, что при постоянном напряжении сила тока обратно пропорциональна сопротивлению:
Это и есть закон Ома.
Как следствие из закона Ома можно получить:
Т. е. сопротивление данного проводника равно отношению напряжения на его концах к силе протекающего по нему тока.
Короткое замыкание
- Что такое короткое замыкание?
Ток, который пойдет при включении в сеть какого-нибудь прибора, зависит от двух причин: от напряжения в сети и сопротивления прибора. Пусть напряжение в сети 220 В, а сопротивление лампы 880 Ом, тогда по закону Ома получаем:
Сопротивление подводящих ток проводов очень мало и в расчет нами не принимается.
Теперь если вместо лампы включить электрическую плитку сопротивлением 88 Ом, то:
Теперь включим моток проволоки сечением 1 мм2 и длиной 60 м. Сопротивление такой проволоки приблизительно равно 1 Ом, тогда:
Это большой ток, он, конечно, сожжет предохранительные пробки, может натворить других больших бед: испортить не только проводку, но и вызвать пожар.
IV. Закрепление изученного
- Как читается закон Ома? Как он был установлен?
- Как выглядят графики зависимости силы тока от напряжения и сопротивления?
- Что такое короткое замыкание? Чем оно опасно?
V. Решение задач
Задача 1
Сопротивление вольтметра равно 12000 Ом. Какова сила тока, протекающего через вольтметр, если он показывает напряжение, равное 120 В?
Задача 2
В паспорте амперметра написано, что его сопротивление равно 0,1 Ом. Определите напряжение на зажимах амперметра, если он показывает силу тока 10 А.
Задача 3
Определите сопротивление лампы, сила тока в которой 0,5 А при напряжении 120 В.
Задача 4
Реостат изготовлен из никелиновой проволоки длиной 50 м и площадью поперечного сечения 1 мм2. Напряжение на его зажимах 45 В. Определите силу тока, проходящего через реостат.
Дано:
Решение:
По закону Ома:
Сопротивление проводника:
Подставив (2) в (1), получим:
Ответ: I = 22,5 A.
Задача 5
Согласно закону Ома, сопротивление проводника R = U/I. Правильно ли утверждать, что сопротивление данного проводника прямо пропорционально приложенному к нему напряжению и обратно пропорционально силе тока в нем?
(Ответ: Нет, утверждать это нельзя. Приведенная формула указывает лишь способ вычисления сопротивления, если известны напряжение на проводнике и сила тока в нем. Само же сопротивление зависит от геометрических параметров и физических свойств проводника.)
Домашнее задание
1. § 14;
2. Задачи 47, 51, 53, 54, 56.