Урок-КВН - Электрические явления

Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина

Урок-КВН - Электрические явления

Цели: повторить и обобщить материал, изученный по темам «Электрические явления».

Ход урока

Учащиеся заранее делятся на две команды, выбираются капитаны команд.

I. Разминка. Конкурс «Найди правильную дорогу»

Каждая команда получает карточку, где в три столбика выписаны обозначения физических величин, их единицы и их названия. Необходимо стрелками соединить каждую физическую величину со своей единицей измерения и названием:



Такое задание помогает с самого начала игры вспомнить основные физические величины, изученные по теме.


II. Реши задачу, проверь результат экспериментально

Каждой команде дается задача.

Задача 1

Три лампы мощностью 50, 50, 100 Вт, рассчитанные на напряжение 110 В, нужно включить в сеть в напряжение 220 В так, чтобы они горели с номинальным накалом. По какой схеме это можно сделать? (Ответ: Лампочки по 50 Вт включаются параллельно, к ним последовательно лампочка на 100 Вт.)


image47


Задача 2

Три одинаковые электролампы включены в электрическую цепь. Одинаково ли будет их накал, если замкнуть цепь? (Ответ: При замыкании ключа сопротивление участка ab электрической цепи уменьшается, а сила тока в цепи увеличивается. Следовательно, накал лампы 1 усиливается. С другой стороны, уменьшение сопротивления участка ab уменьшит напряжение на его концах, поэтому накал лампы 2 ослабится. Накал лампы 3 будет такой же, как у лампы 2.)


image48


III. «Найди лишнего»

Каждая команда получает по три конверта, в которые вложены карточки с терминами. Необходимо в каждом конверте найти лишнюю карточку.

1. Конверт «Физические величины»

Объем; масса; плотность; сила тока; удельное сопротивление; заряд; количество теплоты; сопротивление; напряжение; время; работа; мощность.

Лишняя карточка: масса, плотность.

2. Конверт «Физические приборы и механизмы»

Амперметр; вольтметр; динамометр; блок; барометр; термометр; спидометр; жидкость; мензурка; рычаг и др.

Лишняя карточка: жидкость.

3. Конверт «Физические явления»

Молния; инерция; радуга; падение тел; тяготение; короткое замыкание; движение; момент силы; нагревание; трение и др.

Лишняя карточка: момент силы.


IV. «Найди правильные формулы»

Каждой команде выдается по конверту с 10-15 карточками, на которых выписаны формулы. Среди всех формул только 4-6 - правильные, например:



Необходимо найти все правильные формулы.


V. «Найди ошибку»

На доске вывешиваются картинки с различными физическими явлениями, например:

Через 1 минуту картинки снимаются. Выигрывает та команда, которая назовет и объяснит все ошибки, допущенные в картинках.


image50


VI. Итог урока

Подводится итог игры, определяется команда-победитель.

Учитель оценивает работу наиболее активных учеников. Оценивая работу в подобных играх, желательно ставить ученикам только «пятерки» и «четверки» (возможно даже «четверки» - только по желанию ученика).

Можно провести общий анализ знаний по теме и дать некоторым ученикам «спец. задание» - повторить тот или иной параграф, формулу, вспомнить решение задач.


Вопросы по теме:

1. Какова причина движения заряженных частиц?

2. Что значит термин «свободные электроны»?

3. Движение каких частиц принимают за движение электрического тока?

4. Какие действие электрического тока вы знайте?

5. От чего зависит электрическое сопротивление проводника?

6. Почему сила электрического тока во всех участках последовательной цепи одинакова?

7. Почему сила тока в цепи с разветвлениями равна сумме сил токов в отдельных ветвях?

8. Запишите закон Ома.

9. Расскажите о силе тока как о физической величине.

10. Расскажите о напряжении как о физической величине.

11. Расскажите о приборах используемых электрических цепях?

12. Что такое электрический ток?

13. Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем существовал ток?

14. Как можно наблюдать химическое действие тока?

15. Где используется тепловое действие тока?

16. Направление движения каких частиц в проводнике принято за направление тока?

17. От какого полюса источника тока и к какому принято считать направлением тока?

18. Какой величиной определяется сила тока в электрической цепи?

19. Что принимают за единицу силы тока?

20. Как называется эта величина?






Для любых предложений по сайту: [email protected]