Физика - Поурочные планы к учебникам Мякишева Г. Я. и Касьянова В. А. 11 класс
Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение - Излучение и спектры - Оптика
Цель: расширить знания об электромагнитных волнах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение
- Какой спектр дают тела, состоящие из невзаимодействующих между собой возбужденных молекул? (Полосчатые.)
- Чем отличаются линейчатые спектры излучения различных химических элементов? (Количеством, расположением и цветом линий.)
- Для определения химического состава вещества необходимо с помощью спектрометра исследовать спектр излучения и сравнить его с каталогом спектров излучения химических элементов. Что для этого нужно сделать с небольшой частью вещества? (Нагреть, расплавить и испарить.)
- Продолжите предложение: «По спектральному закону Кирхгофа атомы каждого химического элемента поглощают только те лучи спектра, которые ...» (они сами излучают.)
- Чем отличаются спектры излучения меди и стали, нагретых до 1 000 °С? (Практически не отличаются друг от друга и являются сплошными.)
- По каким спектрам можно производить спектральный анализ? (По линейчатым, поглощения и испускания.)
- Какой химический элемент впервые был открыт благодаря спектральному анализу? (Гелий.)
- Что определяют измеряя интенсивность спектральных линий элемента? (Количество данного элемента в исследуемой пробе.)
III. Изучение нового материала
Некоторые электромагнитные волны ранее не изучались. Но эти волны окружают человека и имеют для него важное значение.
Инфракрасное излучение или тепловое
Эксперимент
1. Будем изменять расстояние от источника излучения до приемника.
Вопрос: Изменяется ли интенсивность излучения по мере удаления от источника?
2. Пометите между приемником излучения и источником излучения лист бумаги.
Вопрос: Пропускает ли бумага инфракрасное излучение?
3. Поочередно поместите лист станиоля и лист бумаги между источником излучения и приемником.
Вопрос: Какой предмет лучше пропускает инфракрасное излучение?
Ультрафиолетовое излучение
Соберем установку (см. рис. 92):
1. Осветим люминесцентный экран.
Экран будет светиться.
2. Поместим между экраном и источником ультрафиолетового излучения стекло.
Стекло не пропускает ультрафиолетовое излучение. Кроме этого, ультрафиолетовое излучение ионизирует воздух, отражается металлами, имеет высокую химическую активность (фотобумага).
Волны, имеющие большую длину, чем красные, принято называть инфракрасными. Они были открыты Генмелем (1738-1822), астрономом и физиком, в 1800 г. при исследовании распределения энергии в спектре с помощью очень чувствительного термометра.
Ультрафиолетовое излучение было обнаружено английским физиком Волластоном (1766-1828) в 1801 г.
IV. Закрепление изученного материала
- Какие лучи называются инфракрасными?
- Какие лучи называются ультрафиолетовыми?
- Перечислите свойства инфракрасного и ультрафиолетового излучения.
- Каковы их свойства?
- Где они применяются в технике и в быту?
- Кем и когда были открыты?
V. Подведение итогов урока
Домашнее задание
п. 85.