Физика - Поурочные планы к учебникам Мякишева Г. Я. и Касьянова В. А. 11 класс
Закон Ома для участка цепи. Сопротивление - Поурочные разработки к учебнику В. А. Касьянова - Физика - Поурочные планы к учебникам Мякишева Г. Я. и Касьянова В. А. 11 класс - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока
Цели: познакомить учащихся с электрическим сопротивлением проводников как физической величиной; вспомнить закон Ома.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение изученного материала
- Что такое электрическое напряжение? (Разность потенциалов.)
- По какой формуле находится напряжение?
- Как называется прибор для измерения напряжения?
- Как обозначается напряжение на схемах?
- Какими правилами следует руководствоваться при включении вольтметра в цепь?
III. Изучение нового материала
Для существования тока в проводнике необходимо создать разность потенциалов на его концах. Сила тока определяется этой разностью потенциалов. Чем больше напряженность электрического поля в проводнике, тем большую скорость направленного движения приобретают заряженные частицы.
Для каждого проводника - твердого, железного и газообразного существует определенная зависимость силы тока от приложенной разности потенциалов на концах проводника.
Такая зависимость называется вольтамперной характеристикой проводника. Наиболее простой вид имеет вольтамперная характеристика металлических проводников и растворов электролитов. Впервые (для металлов) ее установил Георг Ом, поэтому зависимость силы тока от напряжения носит название закон Ома:
I = U/R
IV. Анализ экспериментов
Эксперимент 1
Соберем цепь (см. рис. 109):
Резистор представляет собой кусок проволоки. Запомним показания амперметра.
Заменим резистор на кусок проволоки из другого материала такой же длины и с той же площадью поперечного сечения. Показания изменились. Напряжение оставалось неизменным.
Сила тока зависит от свойств проводника. Разные проводники обладают различными сопротивлениями. Видно, что сопротивление зависит от материала, из которого изготовлен проводник.
Эксперимент 2
Соберем схему как в предыдущем опыте, но вместо резистора по очереди включаем в цепь железные проволоки разной длины, но с одинаковой площадью поперечного сечения.
Сопротивление зависит от длины проводника.
Эксперимент 3
Та же схема, что и в предыдущих опытах. В качестве резистора по очереди включаем в цепь два куска железной проволоки равной длины, но с разной площадью поперечного сечения.
Сопротивление зависит от площади поперечного сечения проводника: