Физика - Поурочные планы к учебникам Мякишева Г. Я. и Касьянова В. А. 11 класс
Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока - Поурочные разработки к учебнику В. А. Касьянова - Физика - Поурочные планы к учебникам Мякишева Г. Я. и Касьянова В. А. 11 класс - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока
Цели: выяснить природу электрического тока; закрепить знания об условиях возникновения и существования электрического тока.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Эксперимент
Заряженный электрометр соединен с таким же незаряженным.
Что происходит? Второй электроскоп показывает наличие заряда? Заряд перенесен свободными зарядами электронами, движущимися по проводнику.
Направленное движение заряженных частиц называется электрическим током.
В металлах свободными являются электроны, в растворах солей, электролитов - положительные и отрицательные ионы, в газах - ионы и электроны.
Чтобы существовал электрический ток необходимо:
1. Наличие свободных заряженных частиц.
2. Наличие электрического поля (поле создают источники тока). Увидеть электроны (ионы) в проводнике невозможно. Как же можно обнаружить электрический ток? Ток обнаруживается по действию, которое он производит.
Тепловое действие тока
Эксперимент
Присоедините к полюсам источника тока железную или никелиновую проволоку. Проволока нагреется и удлинится, слегка провиснет. Ее можно раскалить докрасна.
Химическое действие тока
Эксперимент
В сосуд с электролитом, в качестве которого используется CuSО4, опустите два угольных электрода и подключите их к источнику тока.
При этом катод постепенно покрывается красным слоем меди, а на аноде выделяются пузырьки газа.
Магнитное действие тока
Эксперимент
На железный гвоздь намотайте медный провод, покрытый изоляционным материалом, а концы провода соедините и источником тока.
Гвоздь становится магнитом и притягивает небольшие железные предметы: булавки, железные опилки.
Механическое действие тока
Эксперимент
На рамку намотайте несколько витков медного провода. Концы обмотки присоедините к полюсам источника тока. Поместите рамку между полюсами магнита. При этом она начнет поворачиваться.
Физиологическое действие тока
При прохождении через живой организм ток вызывает сокращение мышц.
Если в цепи установился электрический ток, это означает, что через поперечное сечение проводника все время переносится электрический заряд. Заряд, перенесенный в единицу времени, служит основной количественной характеристикой тока, называемой силой тока.
Сила тока величина скалярная. Она может быть как I > 0, если направление тока совпадает с условием, выбранным положительным направлением вдоль проводника, в противном случае I < 0.
Пусть проводник имеет сечение площадью S (рис. 107). В объеме, ограниченном 1 и 2 содержится N = nSΔl частиц с общим зарядом где q0 - заряд одной частицы.
Если частица движется со средней скоростью v:
Найдем скорость перемещения электронов в металлическом проводнике. v ≈ 7 · 10-5 м/с. Она достаточно мала.
Для создания и поддержки упорядоченного движения заряженных частиц необходима сила, действующая на них в определенном направлении.
Если сила перестанет действовать, то упорядоченное увеличение заряженных частиц прекратится из-за сопротивления:
Именно электрическое поле внутри проводника служит причиной, вызывающей и поддерживающей упорядоченное движение, если внутри проводника имеется электрическое иоле, то между концами проводника существует разность потенциалов:
Если разность потенциалов не меняется во времени, то устанавливается постоянный электрический ток.
III. Закрепление изученного материала
- Что такое электрический ток?
- Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем существовал ток?
- Как можно наблюдать химическое действие тока?
- Где используется тепловое действие тока?
- Направление движения каких частиц в проводнике принято за направление тока?
- Какой величиной определяется сила тока в электрической цепи?
- Что принимают за единицу силы тока?
- Как называется эта величина?
IV. Подведение итогов урока
Домашнее задание
п. 1, 2.