Физика - Поурочные планы к учебникам Мякишева Г. Я. и Касьянова В. А. 11 класс
Фотоны - Световые кванты - Квантовая физика
Цель: сформировать у учащихся представление о фотоне.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Лабораторная работа (фронтальный эксперимент)
Задание: Исследуйте и объясните явления, возникающие в электрической цепи (рис. 95) при освещении неоновой лампочки лампой накаливания.
R = 3 · 108 м/с; C1 = 1 мкФ; C2 = 0,5 мкФ.
Неоновые лампы имеют цезиевый катод. За счет этого лампочка оказывается чувствительной к белому свету и ультрафиолетовому излучению. Перед опытом подают напряжение, несколько меньшее напряжения зажигания неоновой лампочки. При освещении катода кванты света выбивают с его поверхности электроны, что вызывает усиление тока и зажигание лампочки. При этом сопротивление резко падает, и батарея конденсаторов разряжается через лампочку и громкоговоритель, вызывая щелчок. Меняя расстояние от лампочки до осветителя, замечаем изменение частоты следования щелчков.
III. Изучение нового материала
Фотон - материальная, электрически нейтральная частица. Энергия фотона:
Согласно теории относительности:
Отсюда где m - масса фотона, эквивалентная энергии.
Импульс
Импульс фотона направлен по световому пучку.
Основные свойства фотона:
1. Является частицей электромагнитного поля.
2. Движется со скоростью света.
3. Существует только в движении.
4. Остановить фотон нельзя: он либо движется со скоростью v = с, либо не существует. Следовательно, масса покоя фотона равна нулю.
Таким образом, многие физики в начале XX в. пришли к выводу, что свет обладает двумя свойствами:
1) При распространении он проявляет волновые свойства.
2) При взаимодействии с веществом проявляет корпускулярные свойства. Его свойства не сводятся ни к волнам, ни к частицам. Подтверждает закон диалектики: количество переходит в качество. Чем больше ц тем ярче выражены квантовые свойства света и менее - волновые.
IV. Закрепление изученного материала
- Что представляет собой фотон?
- Перечислите основные свойства фотона?
- Напишите формулу энергии фотона, зная частоту колебаний света, либо используя длину волны.
- Как определить массу и импульс фотона?
- Как направлен импульс фотона?
V. Решение задач
Задача № 1
Определите энергию, массу и импульс фотона видимого света с длиной волны λ = 500 нм.
Импульс фотона:
(Ответ: )
Задача № 2
Определите длину волны фотона, импульс которого равен импульсу электрона, пролетевшего ускоряющую разность потенциалов 4,9 В.
Задача № 3
Сколько фотонов попадает за 1 с в глаза человека, если глаз воспринимает свет с длиной волны 0,5 мкм при мощности светового потока 2 · 10-17 Вт?
Решение:
Полная энергия фотона, попавшего в глаз, равна W = P · t.
Энергия одного фотона:
(Ответ: N = 50.)
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание
п. 90.
Р - 1117; Р - 1119.