Физика - Поурочные планы к учебникам Г. Я. Мякишева, С. В. Громова и В. Л. Касьянова 10 класс
Принцип радиосвязи - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ - Поурочные разработки по физике к учебнику С. В. Громова - Физика - Поурочные планы к учебникам Г. Я. Мякишева, С. В. Громова и В. Л. Касьянова 10 класс - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока
Цель: показать практическое применение электромагнитных волн.
Ход урока
I. Повторение. Беседа
1. Опишите устройство и принцип действия вибратора Герца.
2. С помощью чего Герц регистрировал электромагнитные волны?
3. Чему равна скорость электромагнитных волн в вакууме? Зависит ли она от системы отсчета?
4. Чем отличаются электромагнитные волны от других?
5. Под каким углом друг к другу направлены в электромагнитной волне векторы Е и В?
6. Что такое интенсивность волны?
7. Какая из характеристик волны не меняется при ее переходе из одной среды в другую?
II. Изучение нового материала
Дж. Максвелл теоретически показал возможность существования электромагнитных волн.
Г. Герц в 1888 г. экспериментально доказал существование электромагнитных волн.
7 мая 1859 г. А. С. Попов демонстрировал прибор на заседании Русского физико-химического общества. Дальность - 250 м (в 1899 г. - 20 км, 1901 г. - 150 км.
Принцип действия радиотелефонной связи (см. на рис. 23):
1. Задающий генератор (генератор высокой частоты) вырабатывает гармонические колебания высокой частоты ВЧ (несущая частота более 100 тыс. Гц).
2. Микрофон преобразовывает механические звуковые колебания в электрические той же частоты.
3. Модулятор изменяет (модулирует) их частоту или амплитуду в высокочастотные колебания с помощью электрических колебаний низкой частоты НЧ.
4. Усилитель высокой и низкой частоты УВЧ и УНЧ усиливает их мощности в высокочастотные и низкочастотные электрические колебания.
5. Передающая антенна излучает модулированные электромагнитные волны.
6. Приемная антенна принимает электромагнитные волны. Электромагнитная волна, достигшая приемной антенны, индуцирует в ней переменный ток той же частоты, на которой работает передатчик.
7. УВЧ.
8. Детектор выделяет из модулированных высокочастотных колебаний низкочастотные колебания.
9. УНЧ.
10. Динамик преобразует электромагнитные колебания в механические звуковые колебания.
Детекторный радиоприемник (см. рис. 24) состоит из колебательного контура, антенны, детектора (диода), конденсатора постоянной емкости, телефона.
В контуре принятая волна возбуждает модулированные колебания. Конденсатор переменной емкости настраивает контур на резонанс с принятой радиоволной. Модулированные колебания ВЧ поступают на детекторный каскад. После прохождения детектора составляющая тока ВЧ идет через конденсатор постоянной емкости, а составляющая тока НЧ идет на обмотки катушек телефона, вызывающие колебания мембраны с той же звуковой частотой.
III. Повторение. Беседа
1. Что называют радиосвязью?
2. Начертите блок-схему радиопередатчика и объясните назначение каждого блока.
3. Начертите блок-схему радиоприемника и объясните назначение каждого блока.
4. Что называют модуляцией? Какие виды модуляции вы знаете?
5. Что называют детектированием?
6. Начертите схему детектора приемника, опишите его устройство и принцип работы.
Лабораторная работа 4 «Сборка простейшего радиоприемника»
Оборудование: набор блоков для сборки транзисторного радиоприемника.
Задание: соберите радиоприемник из блоков колебательного контура, детектора, усилителя низкой частоты и телефона. По известным значениям индуктивности катушки и электроемкости конденсатора колебательного контура определите частоту, на которой работает передающая радиостанция.
Ход работы
1. Собрать действующую модель по схеме (см. рис. 25).
Подключите к колебательному контуру антенну. К усилителю низкой частоты подключите источник питания.
2. Вращением ручки измените емкость переменного конденсатора до настройки в резонанс с частотой передающей радиостанции. Определите электроемкость конденсатора С, по найденному значению электроемкости и известному значению индуктивности катушки определите частоту, на которой работает передающая радиостанция.
3. Подключая УВЧ, исследуйте его влияние на качество работы приемника.
Домашнее задание
П. 100. Задача 452.