Физика - Поурочные планы к учебникам Г. Я. Мякишева, С. В. Громова и В. Л. Касьянова 10 класс
Поверхностное натяжение жидкости - МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Цель: объяснить особенности взаимодействия молекул поверхностного слоя. Дать понятие «поверхностное натяжение».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Повторение изученного
1. Сформулируйте определение процесса кипения.
2. При какой температуре кипит жидкость?
3. При каком условии пузырьки в жидкости начинают увеличиваться в объеме?
4. Почему их объем увеличивается при подъеме в жидкости?
5. Почему температура остается постоянной в процессе кипения?
6. Как температура кипения зависит от давления воздуха над жидкостью?
7. Какая жидкость называется перегретой?
II. Самостоятельная работа
Вариант 1
1. Используя показания термометров и психрометрическую таблицу, определите относительную влажность воздуха.
2. Используя психрометрическую таблицу, определите недостающие параметры:
|
tсух, °С |
tвл, °С |
Dt, °С |
g, % |
1 |
26 |
18 |
- |
- |
2 |
20 |
- |
- |
83 |
3 |
- |
- |
5 |
35 |
4 |
- |
24 |
2 |
- |
3. В комнате при температуре 20 °С относительная влажность составляет 20%. Сколько нужно испарить воды для увеличения влажности до 50%, если объем комнаты 40 м3?
Вариант 2
1. Влажный термометр психрометра показывает 18 °С, а сухой - 22 °С. Какова относительная влажность воздуха в помещении?
2. При температуре воздуха 26 “С влажный термометр психрометра показывает 22 °С. Определите показание влажного термометра психрометра при понижении температуры воздуха до 16 °С, если относительная влажность воздуха не изменится.
3. В теплице для прорастания огурцов и дынь нужно поддерживать температуру 32 °С и относительную влажность 90%. Выполняется ли это требование, если влажный термометр психрометра показывает 29 °С, а сухой - 30 °С?
III. Изучение нового материала
Эксперимент 1
Пускание мыльных пузырей.
Эксперимент 2
Плавание иглы на поверхности воды.
Эксперимент 3
Пробирку заполняют водой, прикрывают листком бумаги и перевертывают. При этом держат строго в вертикальном направлении, листок убирают. И вода не проливается. Почему?
Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что жидкость принимает такую форму, при которой ее свободная поверхность имеет наименьшую площадь. В своем стремлении сократиться поверхностная пленка придавала бы жидкости сферическую форму, если бы не притяжение к Земле. Чем меньше капля, тем большую роль играют силы поверхностного натяжения. Поэтому маленькие капельки росы близки по форме к шару, при свободном падении дождевые капли почти строго шарообразны.
Эксперимент 4
Опыт Плато. Происхождение сил поверхностного натяжения.
Молекулы жидкости, притягиваемые друг к другу силами межмолекулярного притяжения, стремятся сблизиться. Каждая молекула на поверхности притягивается остальными молекулами, находящимися внутри жидкости, и поэтому имеет тенденцию к погружению внутрь. Так как жидкость текуча, она принимает такую форму, при которой число молекул на поверхности минимально. А минимальную поверхность при данном объеме имеет шар. Площадь поверхности уменьшается и воспринимается как поверхностное натяжение.
Силу, которая действует вдоль поверхности жидкости перпендикулярно линии, ограничивающей эту поверхность, и стремится сократить ее до минимума, называют силой поверхностного натяжения.
IV. Лабораторная работа «Изменение поверхностного натяжения воды»
Вариант 1
Цель работы: убедиться в существовании поверхностного натяжения жидкости.
Приборы и материалы: три кристаллизатора; сосуд с дистиллированной водой; мыльный раствор сахара в воде; две чистые пипетки; две тонкие лучинки (спички «без головок»); пробирка с крошками пробки.
Ход работы
1. Налейте в один из кристаллизаторов дистиллированную воду. На ее поверхность насыпьте крошки натертой пробки так, чтобы они ровным слоем покрыли поверхность. С помощью чистой пипетки введите на середину поверхности воды небольшую каплю мыльного раствора. Зарисуйте то, что вы наблюдаете. Используя табличные данные, объясните причину быстрого перемещения частичек пробки. .
2. Налейте во второй кристаллизатор дистиллированную воду. На середину ее поверхности положите небольшую лучинку. С помощью пипетки введите вблизи лучинки раствор мыла. Как при этом поведет себя лучинка? Ответ обоснуйте.
3. Налейте в третий кристаллизатор дистиллированную воду. На середину ее поверхности положите небольшую лучинку. С помощью другой пипетки введите вблизи лучинки раствор сахара. Как при этом она себя поведет? Ответ обоснуйте.
Результаты наблюдений оформите в виде таблицы.
№ опыта |
Схематический рисунок |
Объяснение причины наблюдаемого |
|
|
|
Домашнее задание
Прочитать конспекты в тетради.