Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Царит гармония оркестра... - В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ - 4 класс
Задачи урока: воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни; выявление музыкальных пристрастий учащихся и обобщение знаний и музыкальных впечатлений о симфоническом оркестре и дирижёре; осознание музыки (музыкальной речи) как способа общения между людьми, организации содержательного культурного досуга; расширение эмоционального словаря школьников; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Этот разворот учебника призван обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и их музыкальные впечатления от знакомства с его звучанием. Здесь учитель разрабатывает сценарий урока, ориентируясь на музыкальные пристрастия детей и, конечно, свои собственные.
Напомним перечень музыкальных произведений, которые звучали в записи на уроках в начальной школе в исполнении симфонического оркестра. Это увертюры М. Глинки и В.-А. Моцарта, “Рассвет на Москве-реке” М. Мусоргского, которым предполагается завершить занятия в начальной школе, фрагменты симфоний В.-А. Моцарта (№ 40), Л. Бетховена (№ 3), П. Чайковского (№ 4), “Арагонская хота” М. Глинки, музыка балетов П. Чайковского, И. Стравинского и многое другое.
В зависимости от слушательского опыта учащихся учитель может “конструировать” урок по этой теме, взяв за основу какое-либо образное высказывание, которое явится своеобразным стержнем, художественно-педагогической идеей разработки, например: “На свете каждый день мелодия родится...”; “Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта” (Ш. Руставели); “Но если и музыка нас оставит, что же тогда будет с нашим миром?” (Н. Гоголь); “Русское в русской музыке — то, что для слуха делает её русской, — словами не уловишь” (А. Лядов); “Что не выскажешь словами, звуком на душу навей” (А. Фет); “Музыка прежде всего искусство человеческого общения” (М. Мусоргский); “И поле битвы — сердце человека” (Ф. Достоевский); “Музыка... одна может перенести трепет одной души в другую” (А. Герцен).
Усилению интереса учащихся к симфонической музыке помогут и некоторые дополнительные сведения о симфоническом оркестре, а также высказывания музыкантов.
“Ещё в начале XIX в. оркестром управлял музыкант, сидевший за клавесином (чембалист) или игравший на первой скрипке (концертмейстер). Немецкий композитор и дирижёр Людвиг Шпор (1784—1859) впервые выступил в концерте с дирижёрской палочкой в руке, а Рихард Вагнер (1813—1883), дирижируя оркестром, впервые повернулся спиной к публике. В этом же веке дирижерское искусство, как и искусство сольного исполнения, превратилось в самостоятельный вид художественной деятельности. Этому содействовало развитие публичной концертной жизни, рост симфонической и музыкально-сценической культуры, появление городских, общественных оркестров. Дирижёр — не только организатор коллективной игры, но и интерпретатор музыки. Он накладывает на исполняемое по мановению его рук музыкальное произведение печать своей индивидуальности”1.
Интересно, как ответят дети на вопрос, заданный в учебнике: • Почему П. Чайковский называл оркестр “музыкальной республикой”?
Известно отношение Д. Шостаковича к симфонической музыке. Он говорил: “Среди других жанров большая симфоническая музыка стоит как бы первой среди равных. Она насыщена наиболее глубоким содержанием и является владычицей музыкального царства”.
Методика работы с учебником ориентирует на постоянное взаимодействие различных форм и видов деятельности, прежде всего различных способов интонирования, — это вокализация, хоровое пение, пластическое, инструментальное, графическое интонирование. При этом широкое привлечение музыкальных и внемузыкальных (жизненных, художественных, собственно интонационных) ассоциаций, аналогий ведёт к выявлению истоков творчества того или иного композитора, установлению интонационных связей музыкального тематизма как в рамках отдельных произведений композитора, так и его творчества в целом. Внимание детей направляется на мелодическое, ритмическое, жанровое преобразование темы и соответственно на её смысловое пере- интонирование.
Художественно-личностный опыт детей позволяет по-своему интерпретировать (исполнять, оценивать) музыкальное сочинение. Когда речь идёт о развитии культуры восприятия, а, следовательно, о своеобразии интонационно-слухового опыта каждого ученика, отпадает необходимость требовать от учащихся одного и того же уровня знаний. Изначально предполагается равноценность процессов сочинения, исполнения, слушания. Это означает: учиться музыке у самой музыки, постигать её законы, постигая конкретные музыкальные произведения. Возникает необходимость постоянного возвращения, многократного повторения одних и тех же сочинений, с одной стороны, уже любимых детьми, с другой — тех, которые становятся любимыми благодаря постепенному, всё более полному их охвату в разных контекстах. Наиболее эмоциональные, волнующие, “говорящие” интонации музыки П. Чайковского, Л. Бетховена, С. Прокофьева, М. Глинки становятся “высказываниями” самих детей, их активным словарём, раскрывающим знание ими музыки, представляющей индивидуальный стиль композитора. Существование таких “памятных мгновений” в опыте школьников скорее приведёт их в концертные залы и оперные театры.
На завершающем этапе работы возможно проведение тестирования или контрольной работы по теме “Симфонический оркестр” с использованием ИКТ: http://fcior.edu.ru — послушать фрагменты музыкальных произведений и выбрать на схеме место расположения в оркестре группы солирующих в них инструментов.
Предварительно учащиеся могут самостоятельно дома (или в школе при наличии компьютерного класса) обратиться к образовательным ресурсам Интернета и провести практические занятие по данной теме (определение инструментов, слушание Увертюры к опере “Руслан и Людмила” М. Глинки, просмотр видеофрагмента концертного исполнения “Танца с саблями” А. Хачатуряна с выделением солирующих групп инструментов — http://fcior.edu.ru). Кроме того, учащиеся могут дома прочитать об инструментах симфонического оркестра и посмотреть веселый мультфильм “Мультсимфония” (симфоджаз) по ссылке http://www.muz-urok.ru/simf-orkestr.htm
В качестве задания повышенного уровня может служить подготовка презентации об одном из выдающихся дирижеров мира, в процессе которой необходимы взаимный обмен информацией, консультации учителя.
1 Штейнпресс Б. Музыка XIX века. — M., 1968. — С. 399—402.