Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Патетическая соната - В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ - 4 класс
Задачи урока: продолжение знакомства с музыкальными произведениями разных жанров и форм (фортепианная соната); накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки западноевропейских композиторов на примере творчества Л. Бетховена; осознание приёма контрастного сопоставления образов в композиции сонаты; понимание особенностей и приёмов музыкального развития в фортепианной музыке композитора как средства выражения его отношения к жизни, чувствам и мыслям, созвучным его кредо “Через тернии к звёздам, через борьбу к победе”.
Лучший способ объяснить то или иное явление — это видеть его становление. Лучший способ понять музыку — общаясь с ней в разных формах, наблюдать процесс музыкального развития.
Для детей, прослушавших вступление к сонате, интересными могут быть слова музыковеда Б. Штейнпресса: “Музыкальные мысли в произведениях Бетховена развиваются в конфликтном столкновении противоречивых начал. Отсюда — драматизм музыки Бетховена. Отсюда — взрывчатая сила его музыкальных тем. Бетховенская тема подобна атому. Она составляет противоречивое единство тематического зерна (“положительно заряженного ядра”) и контрастирующих с ним оборотов (“отрицательных частиц”). Элементы темы разрабатываются, антагонизм (противоборство. — Ред.) их обостряется”.
Во вступлении сонаты можно услышать два “начала” — грозный, как окрик, аккорд и волнообразную интонацию, заканчивающуюся жалобным вздохом, мольбой. Контраст усиливается противопоставлением динамики — громко, тихо. Эти два интонационных комплекса составляют основу развития музыки вступления. Этот спор после стремительного нисходящего пассажа перерастает в главную тему 1-й части.
На фоне бурлящих звуков сопровождения стремительно и грозно взлетает вверх мелодия, в которой как бы припечатываются акцентами звуки тоники (до). Мелодия движется большими волнами то вверх, то вниз. В этом построении мелодического движения передана активная воля, целеустремлённость, порыв. Повторяющиеся подчёркнутые звуки сменяются стремительными пассажами. Музыка мечется от низкого регистра к высокому. Фортепиано в бетховенской сонате звучит мощно, как оркестр.
На смену главной мелодии приходит вторая. В чём её отличительная особенность? Учащиеся смогут услышать в ней диалог, разговор: низкий голос наполнен энергией, суровостью, в высоком слышны интонации неуверенности, мольбы. Стремительные пассажи вновь приводят к звучанию в более сжатом виде тем вступления, за ним — новый взлёт активности, энергии, порыва. Вновь повторяются первая и вторая темы, вновь звучат интонации вступления. Начало каждой из тем дети с успехом могут напеть.
Обратите внимание учащихся на то, какой мелодией-темой заканчивается 1-я часть “Патетической” сонаты. • Какую мысль утверждает композитор таким окончанием? • Какой эмоциональный строй преобладает в этой музыке? • Зачем композитор несколько раз возвращается к образам вступления? • Случайно ли это?
Поэтапный интонационно-образный анализ 1-й части “Патетической” сонаты, несомненно, должен завершиться прослушиванием её от начала до конца, чтобы у учащихся сложилось целостное впечатление от этого произведения.
Один из выдающихся русских пианистов XIX в. А. Рубинштейн сказал: “Бетховена нельзя играть, просто играть; его нужно всякий раз заново открывать”. • Как дети понимают смысл этого высказывания? • Какие качества характера воспитывает в слушателях музыка Л. Бетховена? • Какие стороны души она обогащает? • Созвучна ли музыка бетховенской сонаты нам, современным слушателям? Объясните почему.
Эти и другие вопросы, которые задаёт учитель детям, должны преследовать одну цель: воспитывать к классической музыке отношение не как к чему-то далёкому, сложному и не всегда нужному в нынешней жизни, а как к образцу человеческих откровений, глубоких мыслей, ярких переживаний.