Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Старый замок. Счастье в сирени живёт - В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ - 4 класс
Задачи уроков: осознание особенностей стиля русских композиторов в процессе знакомства с инструментальной и вокальной музыкой М. Мусоргского и С. Рахманинова, сопоставление музыкального языка произведений; обоснование музыкальных впечатлений в развёрнутых речевых высказываниях, осознанное использование действий анализа, сопоставления; осознание понятий “сюита” и “романс”.
“Старый замок”. С пьесой “Старый замок” дети возвращаются к уже знакомой им фортепианной сюите “Картинки с выставки” М. Мусоргского. Композитор выписывает для исполнителя такие обозначения характера в начале пьесы: “не скоро”, “очень певуче”, “скорбно”. К названию пьесы есть примечание: “Старый замок” — средневековый замок, перед которым трубадур поёт песню”. Итак, эта музыка переносит слушателей на сотни лет назад. • О чём поёт свою песню бродячий певец — трубадур? • Как музыкальный язык пьесы раскрывает нам её образный строй? Чтобы лучше понять это, нужно спеть с учащимися главную мелодию этой музыкальной зарисовки в виде вокализа, вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями, происходящими в средней части, задуматься над последними звуками “Старого замка”. В рабочей тетради детям для пения предлагается мелодия фрагмента “Старого замка” со словами и задание нарисовать иллюстрацию к пьесе (с. 20—21).
В связи с этим можно напомнить учащимся, где они уже встречались со средневековым поэтом и певцом — трубадуром. Затем спеть с классом и сравнить между собой “Песню франкского рыцаря”, предложенную в хрестоматии для IV класса, и песню современного Трубадура из музыкальной фантазии Ген. Гладкова “Бременские музыканты”.
Сопровождение к “Старому замку” можно сравнить с сопровождением к “Ноктюрну” А. Бородина. • Что в них общего? • Какой уже знакомый жанр вокальной музыки напоминает вам ритм вступления этих сочинений?
Пусть ребята по аналогии вспомнят историю возникновения романса — песни с инструментальным сопровождением на романском (испанском) языке и продолжат знакомство с жанром романса на примере творчества С. Рахманинова.
“Счастье в сирени живёт”. Романс “Сирень” С. Рахманинова (на стихи Е. Бекетовой) написан композитором в 1902 г., в тот период, когда он и Наталья Александровна Сатина решили обвенчаться. Не в этом ли факте жизни композитора кроются утончённость лирических высказываний и “живописность” музыки, говорящие о невероятно точных психологических наблюдениях природы, душевных состояниях людей?
Учащиеся увидят портрет С. Рахманинова кисти уже знакомого им художника К. Сомова. Интересно о замысле картины рассказывал своей сестре сам художник: “Тема фона дана была мне вольной, и я её выработал с Сергеем Васильевичем. Я ему предложил изобразить его на фоне весны, так как одна из его любимых композиций — “Весна”. Пейзаж с цветущими фруктовыми деревьями, прошедшая гроза (конечно, две радуги, уж без этого мне нельзя), молодая берёза, прудик, освещённый солнцем, ярко-зелёная трава”.
Сирень, весна как бы символы творчества С. Рахманинова. Можно вспомнить о том, что победитель Первого конкурса пианистов им. П. И. Чайковского Ван Клиберн вместе с дирижёром К. Кондрашиным, специально приехав на могилу композитора, посадили там куст белой сирени. Учителю поможет создать особую взволнованную атмосферу урока при знакомстве с музыкой С. Рахманинова первая часть повести Ю. Нагибина “Рахманинов”, которая называется “Белая сирень”.
Спойте с учащимися первую и третью строки мелодии романса, ориентируясь на нотную запись в учебнике, и вам станет очевидно, что вся мелодия романса вырастает из двух трёхзвучных интонаций.
Музыка романса, наполненная трепетом и восторгом, ликованием чувств, проникновенным человеческим теплом и светом, льётся спокойно и непринуждённо, одна фраза перетекает в другую, озвучивая поэтический текст.
Особого внимания требует при прослушивании этого романса сопровождение. В нём — завораживающее своей неизменностью лёгкое колыхание ветерка, летнего воздуха, душистых веток сирени. Выясните, уловили ли дети в сопровождении начальную интонацию романса. Послушайте нижний, басовый голос сопровождения. Он как бы вторит высокому, светлому сопрано, исполняющему романс. Что это — монолог или диалог? Попытайтесь вместе с учащимися найти вершину-кульминацию романса, которая отмечена широким ходом мелодии, острыми звучностями аккомпанемента, ярким звучанием голоса (“Моё бедное счастье...”). • Как завершается романс? • Какие уже известные интонации, ритмы повторяет композитор в конце и зачем?
Для того чтобы связать в сознании детей воедино образы вокальной и инструментальной музыки С. Рахманинова, пронизанные русской песенностью, можно сравнить романс “Сирень” с “Вокализом”, с мелодией из 1-й части Концерта № 3 для фортепиано с оркестром. В музыке С. Рахманинова, по выражению Б. Асафьева, “мелодии-дали”. Пусть учащиеся вспомнят имена исполнителей знакомых им сочинений С. Рахманинова.
Во-первых, сам композитор — прекрасный пианист, и Концерт № 3 звучал в исполнении автора; во-вторых, А. Нежданова, которой был посвящён “Вокализ”. • А кто исполняет романс “Сирень”?