Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов. Музыкант-чародей - ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО! - 4 класс
Задачи урока: расширение представлений школьников о силе воздействия музыки на людей, продолжение знакомств с народными музыкальными инструментами, формирование интереса к истории их возникновения и бытования, красоте их звучания; освоение знаний об особенностях состава и тембра звучания оркестра русских народных инструментов; включение школьников в процесс инструментального и вокального музицирования (солисты, группа, ансамбль, оркестр); оценивание результатов музыкального творчества.
“Музыкальные инструменты России”. Процесс создания народных музыкальных инструментов был связан с жизнью. Любой материал (глина, береста, тростник, кожа) мог зазвучать, если к нему прикасались умелые руки. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение.
Желательно, чтобы знакомство учащихся с русскими народными инструментами и оркестром народных инструментов протекало в живой форме слухового и игрового общения с музыкой.
“Оркестр народных инструментов”. Русские народные инструменты объединяются по группам так же, как в симфоническом оркестре: духовые — флейта Пана (кугиклы), жалейка, волынка, рог, рожки, труба, свирель, глиняные свистульки и др.; струнные — гусли (шлемовидные, трапециевидные и крыловидные, или звончатые), гудок, лира и др.; ударные — деревянные: барабан, литавры, набат, бубен, погремушки, трещотки, ложки; металлические колокольчики (трензель), бубенцы, коса.
Странствующие скоморохи были непременными участниками праздников, гуляний, свадеб и обрядов. Скоморохи были не только музыкантами, но и народными стихотворцами, рассказчиками. Они веселили людей шутками, разыгрывали театрализованные представления. Самыми популярными выступлениями с элементами юмора и сатиры были медвежьи потехи и жанровые сценки с участием Петрушки.
Самым распространённым в среде скоморохов музыкальным инструментом была домра, а позже — балалайка. В разные времена её называли и балабойкой, и балабайкой, но до наших дней сохранилось первое название — балалайка.
Пастухи также были непревзойдёнными народными музыкантами. В российских деревнях даже существовал обычай нанимать в пастухи того, кто лучше играет на рожке, свирели или жалейке... Чаще всего пастух играл для себя, и музыка становилась связующим звеном между ним и природой. (См. задание в рабочей тетради на с. 18—19.)
На уроках музыки учитель стремится к тому, чтобы дети самостоятельно различали не только голоса и тембры звучания народных инструментов и оркестра, из них состоящего, но и их выразительные особенности, которые подчёркивают жанровую принадлежность народных напевов и наигрышей. Увлекательной формой освоения приёмов музыкального развития в обработках фольклорных образцов может служить инструментальное музицирование, включение детей в процесс исполнения народной музыки. Так, можно оркестровать с помощью несложного набора инструментов (ложки, бубны, свистульки, трещотки, колокольчики, бубенцы, барабаны и др.) хорошо известные им русские народные песни и наигрыши.
Интересен для детей и приём “игрового вхождения” в песню или пляску, т. е. её разыгрывание, инсценировка, драматизация, с включением танцевальных движений, имитации игры на музыкальных инструментах — балалайке, баяне, гуслях и пр. Так, хороводную песню “Милый мой хоровод” можно не только спеть с подголосками, каноном, но и “сплести” её в хоровод (круговой, линейный, зигзагообразный), сопровождая звучанием бубна, ложек, колокольчиков. Специальное задание на разыгрывание песни предлагается в рабочей тетради (с. 16—17).
Белорусская народная сказка “Музыкант-чародей” поможет учащимся понять, как в фольклоре прославляется великая сила музыки и её творцов — безымянных композиторов и музыкантов-исполнителей.