Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Разыграй песню - МУЗЫКА ВОКРУГ НАС - 1 класс
Задачи урока: развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни и составления исполнительского плана вокального сочинения, исходя из сюжетной линии стихотворного текста; формирование представлений об особенностях развития музыки.
Прежде чем познакомить учащихся с песней “Почему медведь зимой спит” Л. Книппера (слова А. Коваленкова), предложите ребятам прочитать текст всех трёх куплетов и выявить этапы развития сюжета, которые укладываются в рамки условной трёхчастности: покой — шум, крик, происшествие — покой. Событийная канва текста подсказывает приёмы разучивания и разыгрывания песни. Определённую помощь в понимании выразительности песни может оказать ориентация учащихся на графическую запись мелодии. В ней видна ярко очерченная линия звуковысотности в мелодии (скачки, плавное движение), кульминация (с паузой), ритмическая основа, повторность фраз.
Изображение учащимися мелодической линии второго куплета предполагает пропевание мелодии песни про себя или вслух. Графическое изображение детьми мелодии или ритма не должно быть оторвано от звучания живой музыки. Самостоятельное пропевание мелодии учащимися (с аккомпанементом учителя) позволит им подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. В противном случае выполнение этого задания теряет музыкальный смысл.
Понимание, осознание того, что нотный текст может оставаться без изменений, а характер музыки изменяется самими певцами в зависимости от событий, описанных в песне, даёт возможность учащимся найти нужные определения характера звучания в разных куплетах и записать их в тетради. Таким образом закладываются основы понимания развития музыки.