Настрою гусли на старинный лад... Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе - ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО! - 3 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Настрою гусли на старинный лад... Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе - ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО! - 3 класс

Задачи урока: знакомство с жанром былины, с подлинными и стилизованными народными напевами в творчестве русских композиторов, с особенностями их мелодики и ритмики, с образами былинных сказителей.

“Настрою гусли да на старинный лад...”. С “Былины о Добрыне Никитиче” (в обработке Н. Римского-Корсакова) начинается изучение одного из самых древних жанров русского музыкального фольклора. Распевный, неторопливый, повествовательный склад былины дети могут почувствовать при чтении текста, положенного в её основу.

На уроках чтения третьеклассники также знакомятся с жанром литературных сказаний — былин, поэтому могут самостоятельно ответить на вопросы: • О чём рассказывают былины? • Какие черты русских богатырей — защитников Отечества прославляются в былинах? • Кто исполнял былины в древности? • Почему исполнителей былин называли певцами-сказителями? • Какой инструмент сопровождал пение былины? • На какой из известных картин русского художника В. Васнецова запечатлён образ русского богатыря Добрыни Никитича? • О каких ратных подвигах русских богатырей вы узнали из былин?

Анализ литературного текста “Былины о Добрыне Никитиче” даёт возможность учащимся убедиться в том, что в нём используется приём олицетворения — “не белая берёза, не шелковая трава к земле клонится, а Добрынюшка кланяется родной матушке” и просит благословить его на ратные подвиги, на борьбу с вражескими ордами. Пусть дети обратят внимание и на то, что в тексте передаётся диалог между воином и его матерью.

Эти черты былины помогут учителю и ученикам найти приёмы её выразительного исполнения. Но главное качество, которое следует подчеркнуть при мелодекламации былины, — это напевный характер текста. Именно это и определяет особенности работы над связным, текучим, распевным звучанием мелодии. При её разучивании желательно стремиться к выработке цепного дыхания. Можно сравнить на слух различие мелодики первой и второй фраз: первая строится в основном на поступенном движении, во второй преобладают скачки, которые уравновешиваются мягко очерченными заключительными интонациями. Разучивать былину можно без сопровождения, что будет способствовать слуховой активности детей, а на этапе свободного владения мелодией можно подключить аккордовое гармоническое сопровождение. Пусть ребята задумаются над тем, каким приёмом звукоизвлечения можно было бы приблизить звучание сопровождения к гуслям.

“Певцы русской старины” — так называли гусляров — сказителей былин. Их образы запечатлели композиторы в своих операх. Здесь будет уместным послушать и спеть с детьми песню Баяна из первого действия оперы “Руслан и Людмила” М. Глинки, уже знакомую учащимся по программе II класса.

Новым музыкальным материалом становятся песни из оперы-былины “Садко” Н. Римского-Корсакова: протяжная “Ой ты, тёмная дубравушка” и хороводная “Заиграйте, мои гусельки” из второй картины и песня Садко с хором “Высота ли, высота” из четвёртой картины.

Перед разучиванием главных мелодий песен Садко можно предложить ребятам послушать их в инструментальном звучании и, сравнив мелодии (без слов), определить настроение, жанровые черты, особенности интонаций, темпа.

• Что же роднит эти мелодии с народными песнями? • Какая из них напоминает былину и почему вы так считаете? (Песня Садко с хором “Высота ли, высота” написана композитором на тему народной былины “Соловей Буди- мирович”.)

После прослушивания фрагментов из оперы “Садко” можно предложить учащимся подумать и ответить на вопросы: • Что же нового услышали они в песнях Садко? • Как оркестр подчёркивал народные истоки этих песен, хора? • Какую форму избрал композитор для передачи народных черт этих песен?

“Былина о Садко и Морском царе”. Вероятно, детям будет интересно узнать ещё об одном сюжете из жизни былинного героя, гусляра и путешественника Садко — о встрече его с Морским царём. Именно этот сюжет положен в основу северной былины (старины). Кроме заданий и вопросов, помещённых на развороте учебника, учащиеся в рабочей тетради найдут интересный материал для самостоятельной работы по теме “Былина”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]