Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
В детской. Игры и игрушки. На прогулке - ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ - 3 класс
Задача урока: развитие этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование эстетических потребностей учащихся; развитие эмоциональной сферы на основе анализа особенностей воплощения образного содержания музыки в собственном исполнении; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, навыков самоанализа, самооценки и одновременно оценивания результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников; осмысление стилевых особенностей музыки М. Мусоргского и С. Прокофьева.
“В детской”. “Игры и игрушки”. Среди русских композиторов XIX в. детская тема представлена у М. Мусоргского в его вокальном цикле “Детская” на собственные слова. Однако это не песни для детей, а монологи от лица ребёнка. Тематика вокального цикла конечно же перекликается с “Детским альбомом” П. Чайковского, отчасти с “Детской музыкой” С. Прокофьева. Сравните “С няней” (“Расскажи мне, нянюшка...”) М. Мусоргского и “Нянину сказку” П. Чайковского, “Сказочку” С. Прокофьева; “С куклой” М. Мусоргского и “кукольный” мини-цикл П. Чайковского.
Предложите детям внимательно рассмотреть обложку издания вокального цикла “Детская”, которую нарисовал И. Репин. Пусть они найдут здесь сюжеты пьес цикла, упоминаемых на этом развороте.
Первая пьеса этого цикла “С няней” предлагается не только для слушания с учащимися, но и для эскизного разучивания мелодии. Обратите внимание учащихся на паузы, динамические оттенки и короткие фразы, подчёркивающие речитативность музыкальной интонации. Это обогатит интонационную выразительность исполнения в целом.
Песня “С куклой” более доступна для разучивания с ребятами. Разучивайте её постепенно, как бы проживая, проигрывая эту сценку из детской жизни; например, взяв куклу, девочка начинает её укачивать: “Тяпа, бай, бай, Тяпа, спи, усни, угомон тебя возьми...” Прерывает мотив колыбельной сердитый окрик: “Тяпа! Спать надо!” При этом Тяпа получает изрядный шлепок. Но, видно, эта негодница совсем не хочет спать. Подражая няньке, девочка начинает запугивать Тяпу: “Тяпа, спи, усни, Тяпу бука съест, серый волк возьмёт, в тёмный лес снесёт”. Молчание... Тяпа лежит, брошенная на пол. • Что делает тем временем девочка?.. Затем колыбельная продолжается.
Своеобразной иллюстрацией к этой песне послужит картина М. Добужинского “Кукла”.
Друг М. Мусоргского, художник В. Гартман, говорил: “Цикл “Детская” — это не романсы и не песни, а настоящие драматические сценки, их надобно было бы исполнять в декламации талантливой актрисы или певицы, на сцене, в костюмах и среди декораций”.
Можно предложить учащимся под запись песен “С няней”, “С куклой” создать пластические этюды и композиции.
“На прогулке”. С пьесой “Прогулка” М. Мусоргского третьеклассники знакомились на уроках во II классе.
Можно предложить детям представить, что они находятся на выставке одного художника, который демонстрирует свои рисунки. На этой выставке много посетителей, в их числе композитор, написавший эту музыку. (Звучит “Прогулка”.) После перечисления названий частей (картинок) сюиты и прослушивания “Прогулки” дети должны ответить, можно ли по её интонации узнать, какому народу принадлежит эта музыка. Пусть учащиеся постараются доказать своё мнение.
Мелодию “Прогулки”, как и многих других частей сюиты, можно спеть со словами. В. Соколов сделал переложение сюиты для детского хора, а текст написала Эм. Александрова:
Эй, сюда заходи, заходи, народ честной!
Заходи, погляди на картины дивные,
На людей, на птиц да на земли дальние!
Ты воспой, ты восславь сердце доброе,
Щедрость да разум, руки искусные люда русского!
“Тюильрийский сад” — это радостная, залитая ослепительным светом картина детства, природы, счастья. Звонкий регистр, мажорный лад, упругий ритм, напоминающий детскую считалку, — все эти средства воплощают любимые композитором детские образы. По авторской программе это сцена ссоры. По-детски непосредственной теме первой части противопоставлена средняя часть. Она как бы передаёт речь нянюшек, которые успокаивают ссорящихся детей. На смену звонкому, высокому регистру и возбуждённому движению первой темы приходит спокойный средний регистр, повторы убеждающих интонаций.
Весь сценарий “музыкальных событий” здесь принадлежит самому М. Мусоргскому, так как у художника сведения о картине очень скупые: “Сад в Тюильри — рисунок карандашом”. Рисунки В. Гартмана стали поводом, толчком для написания “Картинок с выставки”. Сюита ни в коей мере не должна рассматриваться как музыкальная иллюстрация рисунков. Пьесы М. Мусоргского совершенно самостоятельные художественные образы.
Интересным методическим ходом учителя будет предложение детям нарисовать свои впечатления от прослушанной музыки. При этом названия пьес не сообщаются, иначе рисунки будут отвечать прежде всего названию и не отразят собственно музыкальные ассоциации ребёнка.
Ещё раз подчеркнём, что с первых занятий важно учить детей вслушиваться в музыкальную речь каждого композитора, отличая произведение одного автора от произведения другого.