Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука — МУЗЫКА ВОКРУГ НАС - 1 класс
Задача уроков: помочь учащимся осознать взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной.
Развороты учебника “Азбука, азбука каждому нужна” и “Музыкальная азбука” связаны по смыслу. От учителя будет зависеть, по какому сценарному плану пройдут уроки музыки на эти темы. Конечно, учитель выберет из нескольких песен, предложенных в учебнике и хрестоматии музыкального материала, те, которые наиболее полно соответствуют потребностям детей, определит последовательность и этапы их разучивания. Напомним, что одна из песен могла быть разучена уже на первом уроке музыки.
В “Песне о школе” Д. Кабалевского (слова В. Викторова) выражены светлые чувства первоклассников, вступивших в новый, очень важный этап своей жизни. Радостная устремлённость, ожидание увлекательного путешествия в школьную страну, где ребят встретят новые друзья — буквы, цифры, ноты, атмосфера добра и доверия, — вот круг настроений этой песни. Напевная, свободно льющаяся мелодия, гибкий ритмический рисунок, светлый колорит музыки требуют от учителя внимания к выразительности фразировки и интонационной точности исполнения. Несмотря на то что дыхание в этой песне берётся обычно через каждые два такта, следует помнить, что фразировка в зависимости от логики текста довольно подвижна. Дирижёрские жесты учителя, выразительное звучание аккомпанемента должны помочь школьникам почувствовать устремлённость движения к кульминации каждой фразы. При этом важно не затягивать темп песни.
Слова “Песни о школе” — “буквы, цифры, ноты” — послужат логическим звеном, с помощью которого можно начать знакомство детей с музыкальной грамотой. “Знакомство” — понятие условное, так как многие учащиеся, как показывает практика, в своём багаже уже имеют первичные представления об элементах нотного письма: графическом изображении нотных знаков, названиях нот, скрипичном ключе, нотном стане. Однако многие дети не имеют навыка написания нот, но эта задача и не ставится на уроках музыки в общеобразовательной школе. Элементы нотной записи, нотная графика вводятся в учебник с целью соединения слуховых впечатлений детей со зрительными. Процесс развития музыкального слуха будет намного эффективнее, если в его формирование включаются зрительные, двигательные ассоциации (игра на рисованной клавиатуре, исполнение ритма, “изображение” звуковысотности движением рук и пр.).
Песенки “Семь подружек” В. Дроцевич, учителя музыки из Калужской области (слова В. Сергеева), “Домисолька” О. Юдахиной (слова В. Ключникова), “Нотная тетрадь” 3. Компанейца (слова М. Садовского) и др. помогут детям в игровой, увлекательной форме совершить путешествие в мир музыкальной грамоты.
Закреплению элементов нотной грамоты поможет выполнение заданий в рабочей тетради (с. 8—11).
Следующие четыре разворота учебника знакомят ребят с наиболее распространёнными музыкальными инструментами. Как и на предыдущих разворотах, музыкальные впечатления учащихся тесным образом связываются со словом и зрительным рядом.