Мелодия — душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины - РОССИЯ — РОДИНА МОЯ - 3 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Мелодия — душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины - РОССИЯ — РОДИНА МОЯ - 3 класс

Задачи уроков: воспитание художественного вкуса школьников на основе осмысления интонационно-образной природы искусства; развитие нравственно-эстетического восприятия произведений композиторов-классиков; формирование умения оценивать произведения разных видов искусства; освоение особенностей таких жанров музыки, как симфония, романс, песня; формирование готовности к логическим действиям анализа, сравнения, синтеза, обобщения; развитие ассоциативно-образного мышления учащихся.

“Мелодия — душа музыки”. “Мелодия” — слово, красивое само по себе, мягкое, благородное (от греч. “мелодия, мелос” — напев, песня). Словом “мелодия” стали обозначать звуковую линию. Если линия в пространстве состоит из точек, то линия во времени состоит из звуков. Мелодические линии, как и линии графические, могут быть прямыми, жёсткими, волнообразными, гибкими, ломаными, хрупкими, примитивными и изысканными, томными и энергичными, простыми и сложными. Как человеческая речь состоит из сопряжённых по смыслу слов, так и мелодия состоит из сопряжённых по смыслу звуков. Как не всякое последование слов является связанной речью, так и не всякое последование звуков является мелодией. Мелодическую мысль образует певучесть, музыкальная связанность, завершённость.

Пусть ребята, вслушиваясь в тему 2-й части Симфонии №4, задумаются о том, с чем связана эта музыкальная мысль, поразмышляют над словами П. Чайковского и ответят на вопросы учебника. Мелодия предстаёт перед учащимися как любовь человека к жизни, к природе, другим людям. Ведь, как сказал А. Пушкин, “и любовь — мелодия”.

Всё это определяет круг размышлений учащихся, связанных с симфонией П. Чайковского, романсами русских композиторов (М. Глинки, П. Чайковского, И. Римского- Корсакова, Г. Свиридова), представленными на страницах учебника, и воспитывает родственное отношение к миру. Обращение к этим сочинениям поможет развить в детях способность откликаться и воспринимать сокровенные движения души человека, которые так тонко передаёт музыка.

“Природа и музыка”. Содержанием этого разворота являются романсы. Музыкальная гармония выступает здесь как слияние поэтического и музыкального текстов.

Известно, что масштабы построений в инструментальной музыке обусловлены речевым опытом. У школьников происходит подсознательное, интуитивное связывание музыки с речью. Это, с одной стороны, облегчает восприятие инструментальной музыки, с другой — помогает осознать единство слова и мелодии в вокальной музыке — песне, романсе.

С позиций интонационного подхода возможно разучивание вокального произведения без предварительного показа. Например, детям предлагается “сочинить” фрагмент песни (романса), опираясь на поэтический текст, приближая мелодию речи к музыкальной мелодии. Так, слова “Благословляю вас, леса, долины, реки, горы...” (А. Толстой), выразительно, нараспев произносимые, естественно, могут преобразоваться в торжественную, гимническую мелодию романса П. Чайковского, а слова “Звонче жаворонка пенье...” — в яркую, парящую мелодию романса Н. Римского-Корсакова. По мере приближения речевой мелодики (звуковысотной линии произносимых строк) к вокальному звучанию формируются и соответствующие певческие навыки (кантилены, ровности звучания, мягкой атаки — в первом романсе и несколько маркатированного звучания, активной подачи звука, дикционной ясности и т. д. — во втором романсе).

Возможен и другой вариант. После прослушивания вокального произведения, не зная его названия и слов, сразу начать петь мелодию как вокализ, стремясь передать голосом её эмоциональный характер. В этом случае детям предлагается подумать, о чём могла бы рассказать мелодия, подобрать слова, которыми можно обозначить её эмоционально-образное содержание, попытаться интонационно выразить его в стихотворной форме.

Учитель может попросить детей вспомнить песни, которые они разучивали в прошлом или в этом году (“Моя Россия”

Г. Струве, “Здравствуй, Родина моя!” Ю. Чичкова и др.), и спросить, были ли среди них романсы. Возможно, учащиеся вспомнят вокальные сочинения М. Глинки (“Жаворонок” — задушевную песню с льющейся, плавной, окрашенной светлой печалью мелодией; “Попутную песню” — образец светлой, жизнерадостной лирики, в которой всё — движение и порыв, нетерпение, ожидание встречи, взволнованное биение сердца).

Сравнение романсов с песнями достаточно трудное, но интересное для детей задание. Возможно сравнение формы произведений, особенностей мелодической линии и аккомпанемента. Особое внимание можно обратить на разучивание “Жаворонка” М. Глинки и исполнение его уже на новом художественно-выразительном уровне.

Закреплению материала урока послужит выполнение заданий в рабочей тетради (с. 4—5 и 6—7).


1 В разделе “Россия — Родина моя” углубляется понимание мелодии как основы музыки — её души. В связи с этим естественным будет обращение к музыке П. Чайковского, к фрагменту 2-й части Симфонии № 4 (аналогично обращению к мелодии “Рассвета...” из оперы Мусоргского во II классе).






Для любых предложений по сайту: [email protected]