Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
И Муза вечная со мной! Хоровод муз - МУЗЫКА ВОКРУГ НАС - 1 класс
Задачи урока: формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека; развитие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, умения выражать своё отношение к исполняемому произведению (в пении, пластическом интонировании); знакомство с народной и профессиональной музыкой различных национальностей на основе её сопоставления и выявления общности жизненного содержания.
Открывая учебник, первоклассники знакомятся с Музой, которая поведёт их по страницам учебника. Это своеобразный символ данной учебной книги, объединяющий художественно-содержательным смыслом жизненные и музыкальные впечатления детей. Им будет интересно искать её изображение на каждом развороте учебника. Для первоклассников Муза — волшебница, добрая фея, раскрывающая перед ними чудесный мир звуков, которыми наполнено всё вокруг. Она предстаёт перед ними в разных ролях: древнегреческой богини, оперной певицы, балерины, художницы, музыканта, крестьянки и др.
Путешествие первоклассников в мир музыки начинается с фрагмента из второго акта балета Петра Ильича Чайковского (1840—1893) “Щелкунчик” — “Па-де-де”1. Красота, возвышенность этой музыки обычно производят на детей сильное эмоциональное впечатление. Насыщенное звучание симфонического оркестра, яркая, запоминающаяся мелодия (кстати, построенная на звуках нисходящей гаммы), светлый, праздничный колорит вызывают у детей непосредственный эмоциональный отклик. Предложите им подобрать слова, которыми можно охарактеризовать эту музыку, а также те чувства, которые возникают у них.
После прослушивания этого фрагмента из балета можно перейти к тем понятиям, которые были названы в учебнике в обращении к первоклассникам: композитор, исполнитель, слушатель. Музыку сочиняют для нас композиторы. Музыку, которую мы только что слышали, написал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский2.
Чтобы научиться слушать и понимать музыку, сделать её неотъемлемой частью своей жизни, нужно стать настоящими слушателями. Музыка всегда “возникает” из тишины. Послушайте и вы тишину в классе перед тем, как зазвучит музыка Чайковского. • Кто исполнял музыку? • Один исполнитель или много исполнителей? Много различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр. А может быть, кто-то из детей знает, как называют того человека, который руководит оркестром? Это дирижёр.
Вот так, шаг за шагом, дети вместе с учителем начинают раскрывать тайны Музыки. Чем больше информации они “добудут” самостоятельно, опираясь на свой, пусть небольшой, жизненный и музыкальный опыт, тем ярче будут впечатления от прослушанной музыки. Чем чаще учитель будет наигрывать главную мелодию “Па-де-де” или напевать её вместе с детьми, предлагая им вслушиваться в яркие, запоминающиеся интонации, ритмы, краски, тем успешнее будет идти процесс накопления музыкально-слуховых впечатлений учащихся. Не следует забывать о том, что свойство восприятия младших школьников требует постоянной звуковой “подпитки”, восстановления в памяти незнакомого музыкального образа. Уместны всевозможные игровые приёмы музицирования — игра в дирижёра, исполнение мелодии на воображаемых инструментах, пластические этюды и пр.
Конечно, необходимо на первых уроках музыки подчеркнуть новый “социальный статус” детей — они стали школьниками — и предоставить им возможность побывать в роли исполнителей. Например, предложить им спеть знакомые популярные детские песни, начать разучивать с ними одну из песен о школе, азбуке и т. п., которые учитель найдёт в хрестоматии музыкального материала к учебнику “Музыка” для 1 класса.
Мы часто обращаемся к детям со словами “прислушайся”, “послушай”. Как же понимать эти слова? Ведь музыка со страниц учебника не звучит. Пусть попробуют какую-нибудь хорошо знакомую песню пропеть про себя. При этом можно закрыть глаза — это очень помогает сосредоточиться. Оказывается, мы можем научиться слышать музыку мысленно, внутри себя, слышать “внутренним слухом” даже тогда, когда в действительности она не звучит. Этот “внутренний слух” есть у каждого, и развить его в себе — значит научиться слышать музыку вокруг и исполнять её.
На развороте “Хоровод муз” дети знакомятся с понятиями “хор” и “хоровод”, с музыкой, которая звучит в самых различных жизненных обстоятельствах. Пусть ребята вспомнят какой-нибудь праздничный день. Разве можно в такой день обойтись без музыки! Все поют, танцуют, веселятся. А когда мама поёт колыбельную песню? Никто не подумает, что она занимается музыкой. Она просто с любовью поёт для своего малыша. Так музыка становится частью жизни.
Муза, путешествуя из страны в страну, раскрывает перед детьми характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хор издавна был одним из действующих лиц древнегреческого спектакля. Позже этим словом стали называть певческий коллектив и музыкальное произведение для хорового исполнения. Хоровод также древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Хоровод — это всегда движение, чаще всего по кругу. В нём сочетаются пение, инструментальная музыка, игра и танец. Помещённые на страницах учебника иллюстрации подтверждают это.
На уроке учащиеся услышат в записи и музыку русского хоровода, и греческий танец сиртаки, и молдавскую хору (хороводную пляску с пением). Пусть они сравнят эти танцы между собой, обращая внимание на сходство или различия их характера и настроения, выделяя характерные интонации, ритмы, особенности инструментального сопровождения, манеру звучания солирующих инструментов или певческих голосов. Здесь можно вспомнить и исполнить хорошо известные всем русские народные песни (хоры) и хороводы.
Элементы импровизации на уроке послужат подкреплением мысли о том, что и песни, и танцы неотделимы от жизни человека и рождены ею, так как связаны с обычаями, нравами, бытом, особенностями речи и темперамента людей, с природой, которая их окружает. Учитель использует метод сходства и различия, с помощью которого начинается познание детьми жанровых и стилистических особенностей музыки, её музыкального языка. Хоровод муз объединяет непохожие друг на друга музыкальные образы, делает понятным без перевода музыкальный язык разных стран и народов.
Закреплению материала будет способствовать выполнение учащимися заданий в рабочей тетради (с. 4—7).
1 Па-де-де (фр. pas de deux — танец двоих) — номер в балете, исполняемый двумя артистами.
2 Забегая вперёд, следует отметить, что первые развороты всех учебников “Музыка” открывают известные всему миру мелодии из крупных сочинений русских композиторов-классиков: II класс — вступление “Рассвет на Москве-реке” к опере “Хованщина” М. П. Мусоргского: III класс — 2-я часть Симфонии № 4 П. И. Чайковского; IV класс — 1-я часть Концерта № 3 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.