Математика - Лучшие нестандартные уроки в начальной школе - 2014 год
Математическая радуга
Урок-игра
на основе игровой технологии проблемно-поискового характера
Решение примеров и задач. Счёт в пределах 20
1-й класс
Цели урока:
Учебные:
• Закрепить навыки выполнения действий сложения и вычитания в пределах 20.
• Закрепить навыки решения примеров и задач.
Развивающие:
• Развивать внимание и активность на уроке.
• Активизировать мыслительную деятельность учащихся при решении нестандартных задач.
• Развивать навыки устного счёта и письменных вычислений.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к предмету.
• Воспитывать культуру учебного труда.
• Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и взаимопомощи при решении математических заданий.
Оборудование:
• Афиша “Математическая радуга”.
• Небольшая настольная ширма с куклами.
• Картинки-карточки с примерами.
• Куклы: Петрушка, Заяц, Собака, Лиса, Кот, Василиса.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка порядка на рабочем месте. Положительный настрой на работу.
Все книжки на столе,
И здесь лежат тетрадки.
Нам некогда сейчас
Играть с друзьями в прятки.
А в школе, как всегда,
Всё ясно и привычно,
Хотя урок у нас сегодня
Будет необычный.
2. Объявление задач урока
Учитель:
— Сегодня на уроке нам предстоят следующие задачи:
1. Тренироваться в выполнении математических действий в пределах 10, чтобы к концу урока все считали быстро и без ошибок.
2. Продолжить учиться считать в пределах 20.
3. Будем учиться рассуждать, делать выводы, решать головоломки.
3. Афиша “Математическая радуга”
Учитель:
— Наш урок, дети, мы проведём в необычной форме. Кто из вас любит смотреть кукольные спектакли?
(Ответы детей.)
— Тогда мы все вместе отправляемся в театр кукол. Афиша нам говорит о том, что в театре сегодня “Математическая радуга”.
(Показать афишу.)
— Кто может сказать, из скольких цветов складывается радуга?
(Ответы.)
— Правильно, поэтому и заданий будет семь. Их нам предстоит с вами преодолеть. Готовы? Чтобы получить входной билет в театр, надо провести небольшую разминку — устный счёт.
4. Входной билет — быстрый счёт
Учитель:
— Итак, начинаем разминку!
• Уменьшите 10 на 3. Объясните, что значит уменьшить на несколько единиц.
• Как называются числа при сложении?
• Найдите сумму чисел 10 и 7.
• Как называются числа при вычитании?
• Чему равна разность чисел 9 и 2?
• Что произойдёт с суммой, если одно из слагаемых увеличить на 2?
• Что произойдёт с разностью, если уменьшаемое увеличить на 3, а вычитаемое оставить без изменения?
— А теперь “хитрая” задача.
• Сколько надо отнять от 12, чтобы осталось 1?
• Как доказать, что решение правильное?
— Разминка окончена, и можно идти покупать билеты в театр.
(На доске прикреплены яркие картинки — билеты, на обратной стороне которых написаны примеры.)
— Билеты эти не простые, а сказочные, хотя в них примеры на сложение и вычитание. В театр попадёт только тот, кто правильно решит примеры, записанные на обратцой стороне. Но те, кто захочет выручить друга, могут ему помочь и взять с собой в театр. Решать нужно очень быстро, а то можно опоздать к началу спектакля. (Всего 15 билетов. К доске выходят 15 детей, берут каждый по билету и решают примеры.)
Примеры на карточках:
— Билеты мы приобрели, каждый билет на два лица, поэтому ученик, решивший у доски пример, может пригласить с собой товарища. Мы уже в театре.
(Заняли места, погас свет, на ширме появляется Петрушка.)
5. В кукольном театре
Петрушка:
— Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать к нам в театр! Вы любите театр? А что вы любите смотреть?
(Ответы детей.)
— Я тоже люблю сказки, и сегодня к нам придут сказочные герои. В нашем театре вы будете не просто зрителями — вы будете участниками “Математической радуги”, будете помогать сказочным героям решать задачи, рассуждать.
У меня в руках волшебный разноцветный зонтик в форме круга. Круг разделён на 7 секторов, в каждом из которых для вас сюрприз.
(Появляется волшебный зонтик — круг, разделённый на 7 секторов разного цвета.)
Петрушка:
— Первый сектор мой, и я к вам обращаюсь с вопросами. Если вы правильно ответите на мои вопросы, тогда к вам придёт следующий герой.
• Что больше: сумма чисел 18 и 2 или разность чисел 20 и 3?
• Что надо сделать со слагаемым, чтобы сумма увеличилась на 2? Объясните мне.
• Как можно по-разному разложить 10 карандашей в 2 коробки?
• А теперь попытайтесь 20 яблок разложить в 2 вазы так, чтобы в одной вазе было на 2 яблока больше, чем в другой.
• Чем отличаются числа 1, 3, 5... от чисел 2, 4, 6...?
— Правильно, одни числа нечётные, а другие — чётные. А теперь напишите в тетради: 1-й вариант — ряд чётных чисел, а 2-й вариант — ряд нечётных чисел, после чего к вам придёт сказочный герой.
(Дети выполняют письменную работу.)
Учитель:
— Отгадайте, кого мы ждём:
Что за зверь такой лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (Заяц.)
(На ширме появляется Зайка.)
Зайка:
— Здравствуйте, ребята! Я герой из второго сектора круга. Вы хорошо отвечали Петрушке! Ну а мои задачи сумеете решить?
• Я утром был в огороде, нашёл там 7 морковок и 2 съел сразу. Мне показалось, что у меня осталось 6 морковок. Правильно? Сколько морковок у меня осталось? Запишите в тетради примером решение этой задачи.
(Дети работают.)
• А вчера я бегал по лесу. Там так красиво! Под одной сосенкой я увидел 5 рыжиков, а под другой — на один гриб больше. Мы с белочкой стали записывать решение на песке.
Я записал такое решение: 5 + 1.
А белочка решила так: 5 + 5 + 1.
Кто из нас прав? Сколько же грибочков я видел?
(Ответы детей.)
• Но самое трудное задание я подсмотрел у ребят в лесной школе. Им учитель предложил выбрать пары чисел, разность которых равна 2.
Вот эти числа: 8, 17, 20, 10, 6, 18, 15, 4, 16.
Посовещайтесь в паре и запишите по 2 примера в тетрадь.
(Записать нужно следующие пары примеров:
Зайка:
— Спасибо, ребята, вы очень помогли мне. Желаю вам успехов в учёбе. Я тоже пойду в школу учиться. Ой, кто-то сюда идёт! Я убегаю!
Учитель:
— Кто к нам придёт, ребята, угадайте:
• Первый звук такой, как первый звук в слове лимон.
• Второй звук — как первый в слове игла.
• Третий — как первый в слове сахар.
• Четвёртый звук такой, как первый в слове арбуз.
— Правильно, лиса!
(Появляется на ширме Лиса.)
Лиса:
— Здравствуйте, ребята! Я хозяйка третьего сектора. Заяц убежал, думал, что я его обижу. А я сегодня добрая. Я тоже пришла к вам с заданиями. Чтобы решить мои задачи, потребуются смекалка и навык счёта. Я, Лиса, быстро бегаю по кругу и хорошо запутываю следы, так, что никто их не распутает! А вы попробуете?
1. “Круговые примеры”. (Записаны на доске или ватмане вразбивку. Дети должны их написать в другой последовательности.)
(Ребята записывают решение круговых примеров в тетради.)
Лиса:
— Молодцы, ребята, а как вы догадались, что здесь замкнутый круг?
— Ребята, помните сказку “Волк и лиса”? Как я обхитрила волка и наловила полный воз рыбы? Верно?
(Ответы детей: это не так — не она наловила, а старик).
— Ну, я немного подзабыла, наверное. А вы любите рыбку?
2. Игра-соревнование “Кто больше поймает рыбки”. (Три ученика по очереди берут рыбок, на обратной стороне которых написаны примеры, и решают их. Дети оценивают правильность ответов и определяют победителя.)
Лиса:
— Молодцы, ребята. А не хотят ли наши рыбаки поделиться рыбкой с остальными ребятами класса?
(Каждый из трёх “рыбаков” диктует классу свои примеры, а дети записывают их в тетради в три столбика, по 2 строчки в каждом столбике.)
Лиса:
— Молодцы, ребята! Принимайте следующего артиста.
Бобик:
— Здравствуйте, дети. Вас сегодня Лисичка угощала рыбкой. Это хорошо. А вот я вчера принимал участие в соревнованиях по прыжкам в длину. Знаете, как интересно!
Но вот кто дальше всех прыгнул, я так и не понял.
Диктор только объявил:
• На соревнованиях леопард прыгнул в длину на 7 м, это на 1 м больше, чем я. Антилопа прыгнула на 4 м дальше, чем я, и на 7 м дальше, чем лягушка.
Кто же на сколько метров прыгнул в длину?
Кто самый ловкий прыгун?
Попробуйте, может, вы решите эту задачу.
(Ответ: Лягушка прыгнула на 3 м, собака на 6 м, леопард — на 7 м, антилопа на 10 м. Самый ловкий прыгун — антилопа — 10 м.)
• В автобусе было 20 пассажиров. На остановке вышли 7 человек, а вошло 2 человека. Сколько человек поехало дальше?
• Я вам предлагаю решить загадку, отгадав которую мы узнаем, куда пошли наши звери.
В лесу просторный светлый дом.
Ребят пушистых много в нём.
Там пишут и читают,
Рисуют и считают. (Лесная школа.)
(Ответы детей.)
Бобик:
— Вы, ребята, так много знаете, вот и я побегу учиться в лесную школу. (Убегает.)
Учитель:
— Чтобы много знать, надо многому учиться. А кто нас может всему научить?
(Школа, семья, родители, товарищи — ответы детей.)
Кот Мурзей:
— Я хозяин пятого сектора круга и огромного скоростного поезда. Зачем же бежать, торопиться, когда можно сесть в наш волшебный поезд и мгновенно очутиться в нужном месте.
Учитель:
— Чтобы отправиться дальше в путешествие, мы воспользуемся приглашением кота Мурзея. Все билеты в два вагона. Но чтобы их приобрести, надо решить примеры.
(Дети берут конверт, на котором написан номер вагона и 4 примера. На этих же карточках записывают быстро ответы.)
Учитель:
— Вы выполнили много работы и, наверное, устали. Давайте сделаем зарядку.
6. Физминутка
Зайка шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз грибок,
Два грибок,
Три грибок —
Положил их в кузовок.
Раз, два, три, четыре, пять.
Начал заинька считать.
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул десять раз.
7. Задания Василисы Премудрой
Учитель:
— Волшебный поезд привёз нас в тридесятое государство к Василисе Премудрой.
Василиса Премудрая:
— Я хозяйка шестого сектора круга. Добро пожаловать в мою школу мудрости. В этой школе вы будете не просто считать, но и решать самые сложные проблемы. Для этого нам потребуется сосредоточить всё внимание, уметь сравнивать, принимать нужное решение. Готовы?
• Задание 1:
(Таблица, на которой котёнок и несколько мячей разного цвета: синие, красные, жёлтые. Изображения расположены, в определённом порядке.)
Какой мяч выбрал для игры котёнок, если этот мяч не синий, а справа от него лежит красный мяч?
(Жёлтый. Дети должны показать и объяснить, почему именно этот мяч выбрали.)
• Задание 2:
(На таблице 4 вазы с конфетами: в одной — 4 конфеты, в другой — 3, в третьей — 2, а на четвёртой — 1 конфета.)
Как разделить вазы с конфетами поровну на две группы, не перекладывая конфет из ваз?
(Объединить в группы: 4 и 1, 2 и 3 конфеты.)
• Задание 3:
(Учитель раздает карточки с примерами.)
Запишите только те примеры, ответы к которым являются чётными числами.
(Работа в тетрадях.)
Карточки с примерами:
Василиса Премудрая:
— Если вы решите все примеры верно, то я исчезну вместе с моим волшебством, а вам пожелаю дальнейших успехов в учёбе.
8. Сюрпризы
Учитель:
— Вот опять возвращается довольный Петрушка.
Петрушка:
— Мы с вами, ребята, заходим в седьмой сектор круга, который является сюрпризным.
Я думаю, что все звери и Василиса остались вами довольны. Вы сегодня продемонстрировали свои умения, навыки, знания, математическое мышление.
— Тут и сказочке конец, а кто работал — молодец! Все получите из седьмого сектора сувенир — медальку за знания в математике. Молодцы! До свидания!
(Учитель вручает рисованные медальки “Юный математик”.)
Учитель:
— Ребята, волшебный поезд подан. Садимся и возвращаемся в школу.
9. Подведение итогов урока
Учитель:
— Понравился вам урок?
— Что особенно запомнилось на уроке?
— Какой материал мы смогли повторить из прошлых уроков?
10. Домашнее задание
Нарисуйте одного из героев сегодняшнего урока.