Поурочные разработки по Математике 6 класс
Сокращение дробей - урок 3 - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ
Цели: повторить и закрепить изученный материал; формировать навык сокращения дробей; развивать умение решать уравнения; проверить знания и навыки учащихся по изученному материалу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Найдите наибольший общий делитель чисел: 14 и 21; 27 и 45; 46 и 69; 28 и 12; 48 и 16; 30 и 100; 21 и 35; 12 и 60.
2. Сократите дроби:
3. Машинистка выполнила работу за 7 дней. Какую часть работы она выполнит за 1 день?
4. Туристы от базы до озера шли 4 ч со скоростью 6 км/ч. С какой скоростью они шли обратно, если обратный путь занял 3 ч? (8 км/ч.)
5. Задача-шутка. Как разделить 100 на 2 равные части, чтобы в каждой из них получилось 100? (Для этого надо провести черту дроби: 100/100.)
6. А вы знаете, откуда берет начало современное обозначение дробей? (Из Древней Индии.)
III. Индивидуальная работа
1 карточка.
I уровень
Решите уравнения относительно х.
2 карточка.
II уровень
Решите уравнения относительно х.
3 карточка. Повышенный уровень
Решите уравнения относительно х.
IV. Сообщение темы урока
Чтобы легче всем жилось,
Чтоб решалось, чтоб моглось.
Улыбнись, удача всем,
Чтобы не было проблем.
— Улыбнулись друг другу, создали хорошее настроение и начали работу.
— Сегодня на уроке мы продолжим сокращать дроби.
V. Повторение изученного материала
1. № 245 стр. 40 (самостоятельно, взаимопроверка, ответы — на обратной стороне доски).
2. Решите уравнения:
Решение:
а) — Во сколько раз числитель второй дроби больше числителя первой дроби? (В 3 раза.)
— Что тогда можно сказать о знаменателях данных дробей? (Знаменатель второй дроби тоже в 3 раза больше знаменателя первой дроби.)
— Чему равен знаменатель второй дроби? (12.)
— Запишем равенство: х + 8 = 12.
— Как называется данное равенство? (Уравнение.)
— Что неизвестно в уравнении? (Слагаемое.)
— Как найти неизвестное слагаемое? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.)
— Найдите корень уравнения: х = 4.
(Ответ: а) х = 4; б) х = 16; в) х = 11; г) х = 9.)
3. Сократите дроби:
(При сокращении дробей всегда записывать над числителем и под знаменателем дроби, что остается. Писать 1 обязательно.)
4. № 248 стр. 40 (после краткого разбора самостоятельно, с последующей проверкой).
— Сколько граммов в 1 кг?
VI. Физкультминутка
VII. Работа над задачей
1. № 262 стр. 42 (после подробного разбора самостоятельно).
— Какие условия должны выполняться при составлении чисел? (Числа пятизначные, цифры четные, цифры в записи не повторяются.)
— Составьте план решения задачи.
На первом месте могут стоять любые из 4 четных цифр 2, 4, 6, 8, кроме 0, так как число не может начинаться нулем.
На втором — тоже 4 цифры, любая из 3 оставшихся и цифра 0. На третьем — любая из трех неиспользованных цифр.
На четвертом — из двух.
На пятом — только одна.
По правилу произведения получаем: 4 · 4 · 3 · 2 · 1 = 96 (чисел). (Ответ: 96 чисел.)
2. № 273 стр. 43 (после подробного разбора у доски и в тетрадях).
— Прочитайте задачу.
— Чем первый случай отличается от второго? (В первом случае 4 большие коробки и 132 карандаша, а во втором — больших коробок только 2, а карандашей 84.)
— На сколько больших коробок в первом случае больше? (На 2.)
— На сколько больше карандашей в первом случае? (132 - 84 = 48 к.)
— Сколько карандашей в трех маленьких коробках? (84 - 48 = 36 к.)
— Сколько карандашей в одной маленькой коробке? (36 : 3 = 12 к.)
Решение:
4 - 2 = 2 (к.) — больше больших коробок в первом случае.
132 - 84 = 48 (к.) — в двух больших коробках.
84 - 48 = 36 (к.) — в трех маленьких коробках.
36 : 3 = 12 (к.) — в одной маленькой коробке.
(Ответ: 12 карандашей.)
3. Решите задачу.
В классе 30 учеников, 16 из них — девочки.
Какую часть всех учеников составляют девочки?
Какую часть всех учеников составляют мальчики?
— Как узнать, какую часть одно число составляет от другого? (Надо одно число разделить на другое.)
— Мы можем сразу ответить на второй вопрос задачи? (Нет.)
— Почему? (Мы не знаем, сколько в классе мальчиков.)
— Как узнать, сколько в классе мальчиков? (Из общего количества учеников вычесть количество девочек.)
Решение:
30 - 16 = 14 (уч.) — мальчики.
— составляют девочки.
— составляют мальчики.
(Ответ: 8/15 всех учеников — девочки, 7/15 всех учеников — мальчики.)
VIII. Закрепление изученного материала
1. Найдите значение выражений:
72 - 52; 72 + 52;
(7 - 5)3; (7 + 5)2;
72 + 7; 72 - 5.
— Назовите порядок действий.
2. № 256 стр. 41 (самостоятельно, взаимопроверка).
(Ответ: .)
3. № 266 стр. 42 (устно).
— В результате должна получиться несократимая дробь.
(Ответ: .)
4. Устно.
Вместо * вставьте число, чтобы равенство было верным:
IX. Самостоятельная работа (10 мин)
Вариант I
1. Сократите дроби:
2. Сократите:
3. Найдите наибольший общий делитель числителя и знаменателя дроби 120/300 и сократите эту дробь.
Вариант II
1. Сократите дроби:
2. Сократите:
3. Найдите наибольший общий делитель числителя и знаменателя дроби 420/756 и сократите эту дробь.
Вариант III (для более подготовленных учащихся)
1. Сократите дроби:
2. Сократите:
3. Найдите наибольший общий делитель числителя и знаменателя дроби 1260/1980 и сократите эту дробь.
X. Подведение итогов урока
— Что значит сократить дробь?
— Что меняется при сокращении дробей? (Меняется только запись дроби.)
— В каком случае дробь a/b будет несократимой? (Когда числа а и b будут взаимно простые.)
Домашнее задание: № 268 (в), 269 стр. 42; № 224 стр. 37; № 272 стр. 43.