Поурочные разработки по Математике 6 класс
Перпендикулярные прямые - КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ - РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Основная цель — познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и угольника, не требуя воспроизведения точных определений.
Основным результатом знакомства учащихся с координатной плоскостью должны явиться знание порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным ее координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.
Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕ ПРЯМЫЕ (2 ч)
Урок 145. Перпендикулярные прямые
Цели: ввести понятие и обозначение перпендикулярных прямых, перпендикулярных отрезков и лучей; показать способы построения перпендикулярных прямых; отрабатывать умение строить перпендикулярные прямые; воспитывать аккуратность.
Информация для учителя
Для построения прямых лучше использовать нелинованную бумагу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольной работы
1. Познакомить учащихся с результатами контрольной работы.
2. Выполнить работу над ошибками, решив задания, в которых допущено наибольшее количество ошибок, задания, вызвавшие затруднения у учащихся.
III. Устный счет
1. Решите уравнения:
8 + 32у = 10 + 31у (у = 2);
6 - 7х = 7 - 8х (х = 1);
2у + 4 = -6 + 3у (у = 10);
5 - 8у = 7 - 9у (у = 2)
2. За тетрадь и дневник мама заплатила 100 рублей. Дневник дороже тетради в 4 раза. Сколько стоит дневник? (80 руб.)
3. Какую часть часа составляют 20 минут?
IV. Индивидуальная работа
1 карточка
1. Раскрыть скобки и найти значение выражения:
4,23 - (3,24 + 8,4) + (1,6 - 4,23) + 3,24.
2. Решить уравнение: 2(7х — 4) — 2(2х — 3) = —39.
3. Привести подобные слагаемые: 12а - 17b + 13b - 12а + 2а.
4. Упростить выражение: -3(2а + 5с) + 4(с - 3а) - 2(-5а - 6с).
2 карточка
1. Раскрыть скобки и найти значение выражения:
4,49 - (6,21 + 3,3) + (6,7 - 4,49) + 6,21.
2. Решить уравнение: —7(3х — 8) + 3(4х + 5) = 8.
3. Привести подобные слагаемые: 23m — 21n + 16n — 13m — 16n.
4. Упростить выражение: —2(3а + 6с) + 8(с — а) —3(—6а — 7с).
V. Сообщение темы урока
— Сегодня для работы на уроке нам понадобится транспортир и чертежный треугольник. А вот зачем, вы узнаете в течение урока.
VI. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа.
— Мыс вами знаем, что бывают разные линии. Сегодня мы узнаем, какие еще бывают прямые.
— Какие виды углов вы знаете? (Прямой, острый, тупой, развернутый.)
— Дайте определение прямого угла. (Угол, градусная мера которого равна 90°, называется прямым углом.)
— Как называется прибор для измерения углов? (Транспортир.)
2. Работа над новой темой.
— Постройте две пересекающиеся прямые.
— Обозначьте их.
— Сколько углов получилось при пересечении этих прямых?
— Что у них общего? (Общая вершина — тонка пересечения прямых.)
— Что можете сказать о парах этих углов? (Они равны.)
(Показать на чертеже.)
— Если все четыре угла равны между собой, то каждый угол равен 90°.
— Не по клеткам в тетради постройте две прямые так, чтобы при их пересечении получилось четыре прямых угла.
— Какие инструменты использовали при построении прямых? (Чертежный треугольник с прямым углом, транспортир.)
Определение. Две прямые, образующие при пересечении прямые углы, называют перпендикулярными.
— Это название произошло от латинского слова «perpendicularis», что означает «отвесный».
— Обозначают: a ⊥ b.
— Читают: прямая а перпендикулярна прямой b.
— Если a ⊥ b, то b ⊥ а.
— Постройте две перпендикулярные прямые a и c.
— Опишите взаимное расположение прямых: a ⊥ с.
— Отметьте по две точки на каждой прямой.
— Какие геометрические фигуры получились? (Отрезки и луни.)
— Что можете о них сказать? (Они перпендикулярны друг другу.)
— Опишите взаимное расположение отрезков: АВ ⊥ CD.
— Дайте определение перпендикулярных отрезков (лучей). Определение. Отрезки (или лучи), лежащие на перпендикулярных прямых, называют перпендикулярными.
— Для построения перпендикулярных прямых используют чертежный треугольник или транспортир. (Показать на доске построение прямых.)
VII. Закрепление изученного материала
1. В тетрадях проведите:
1) две перпендикулярные прямые, обозначьте их, запишите в тетрадь, что прямые перпендикулярны;
2) две прямые, перпендикулярные одной и той же третьей прямой.
2. № 1353 стр. 237 (устно).
с ⊥ b, k ⊥ l.
3. № 1354 стр. 237 (на доске и в тетрадях).
Вывод: через точку, не лежащую на прямой, можно провести только одну прямую, перпендикулярную данной прямой.
VIII. Физкультминутка
IX. Работа над задачей
№ 1361 стр. 238 (самостоятельно, устная проверка).
Решение:
1) 40% = 0,4
2) 200 · 0,4 = 80 (гр.) — нашел Никита.
3) 80 · 1/4 = 20 (гр.) — нашел Олег.
4) 200 - (80 + 20) = 100 (гр.) — нашел Дима.
(Ответ: 100 грибов.)
X. Повторение изученного материала
1. № 1358 (а, б) стр. 238 (самостоятельно, взаимопроверка).
— Сформулируйте правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую.
— Какое свойство уравнений использовали при решении второго уравнения?
а) 2х – 5 = х + 2
2х - х = 2 + 5
х = 7
1 способ
2 способ
(Ответ: а) х = 7; б) х = —3.)
XI. Самостоятельная работа (10-15 мин)
Вариант I
Вариант II
Критерии оценок:
«5» — верно решено 9—10 уравнений;
«4» — верно решено 7—8 уравнений;
«3» — верно решено 5—6 уравнений;
«2» — решено менее 5 уравнений.
XII. Подведение итогов урока
— Какие прямые называют перпендикулярными?
— Какие отрезки и лучи называют перпендикулярными?
— Сколько перпендикулярных прямых можно провести к данной прямой из одной точки, не лежащей на этой прямой?
Домашнее задание
№ 1365, 1366 стр. 239, № 1369 (в, г) стр. 240.